Образовательная политика // Комментарий эксперта

Новый ФГОС: менять нельзя оставить

Чрезвычайно запутана история с этими стандартами. Запутана не только на этом совещании, а в целом в обществе. Еще более или менее есть согласие и все понимают, зачем менять стандарты, а уже гораздо менее осознают и уже точно нет согласия по вопросу, что же именно необходимо в них менять.

Со времени принятия первого Федерального государственного образовательного Стандарта прошло без малого пятнадцать лет. С тех пор сменилось два министра образования, но прежнюю остроту тема нисколько не потеряла.

Сегодня состоялся новый раунд общественной дискуссии по формату нового ФГОС-2018 под председательством вице-премьера Ольги Голодец. Среди участников на обсуждении присутствовал и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

– Чрезвычайно запутана история с этими стандартами, – рассказал "ВО" Игорь Реморенко. – Запутана не только на этом совещании, а в целом в обществе. Еще более или менее есть согласие и все понимают, зачем менять стандарты, а уже гораздо менее осознают и уже точно нет согласия по вопросу, что же именно необходимо в них менять. И совсем нет согласия и абсолютно никакого понимания по вопросу, как их необходимо менять.

По-видимому, и первое, и второе, и третье надо обсуждать одновременно, но пока каких-то форматов и возможности достичь консолидации не видно – слишком широк спектр разных мнений по всем трем составляющим. Возможно, покажусь настроенным чрезвычайно критически, но в ближайшее время не вижу способа преодолеть эти противоречия.

Насчет моей позиции относительно ситуации со стандартами повторюсь – отрицательных сторон довольно много. Это прежде всего скорость и способ принятия – несколько месяцев за закрытыми дверьми, в то время как в некоторых странах на поиск компромисса уходит не один десяток лет. Не очень ясно, как учесть разницу в методических подходах учителей – например, одна учительница сначала проходит простые дроби, а другая десятичные. Проводить проверочные работы по годам обучения для всей страны станет неизмеримо легче, результаты, наконец, прописали подробно по этапам обучения и сделали их измеряемым, но сделано это неравномерно: иногда слишком подробно, иногда криво и непонятно. Консенсус здесь возможен, хотя и не в самой ближней перспективе.

На мой взгляд, чтобы стандарт имел смысл, необходимо отказаться от стандартизации тем для изучения, поскольку она сковывает учителей и заставляет их действовать шаблонно.



Новости





























































Поделиться