Качество образования // Новость

Новый рецепт образования

Научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский в своем выступлении на межрегиональной конференции «Эврика-Авангард» рассказал, что необходимо избавиться от шаблонов середины XX века относительно централизации.
  • 28 апреля 2018

Новый рецепт образования
Фото Татьяны Давыдовой

По его словам, сегодня анализ показывает, что нет единого рецепта – ни централизация, ни децентрализация не приносят ощутимого результата, это видно на примере и Великобритании, и Сингапура, и других стран.

Поэтому встает вопрос о предметности федерального, регионального, муниципального и школьного управления – где рамочный подход, а где детализированный. Ученый уверен, что сочетание этих трудносочетаемых подходов и есть предмет дискуссии.

По поводу системы анализа Адамский отметил, что достоверность и оперативность данных обеспечивается за счет получения этих сведений от органов управления образовательных организаций.

«Одной линейкой мерить все регионы не получится. Это касается и образовательных историй, и финансирования, и оценки результативности», – подчеркнул А.И. Адамский.

Задачи инвестиционной инфраструктуры

Сегодня механизмы реализации задач являются ключевыми, поэтому должно быть прямое и в полном объеме финансирование школ с уровня регионов, потому как сейчас почти нулевое финансирование коммунальных расходов.

Основная помеха, по мнению Адамского, на данном этапе – это отсутствие общественной поддержки механизмов развития образования: «У нас в сообществе, а значит и во власти, нет представления о влиянии образования на экономику».

Адамский отметил, что система находится в предельно нагруженном состоянии.

«Необходимо в ближайшие два-три года осуществить проекты по инвестиционной инфраструктуре, поскольку, судя по демографическому прогнозу, нагрузка на систему только возрастет».

Распределение финансов

В своем выступлении научный руководитель «Эврики» затронул и неравномерность распределения финансов, которая усиливается на региональном уровне.

«В РФ нормативно-подушевого финансирования не существует, поскольку на региональном этапе выделяется один уровень, а потом каждая образовательная организация из-за субсидий получает столько, сколько Бог на душу положит», – заметил Александр Адамский.

Установить связь между объемом финансирования и результатами образования не представляется возможным. Это приводит к тому, что в структуре расходов организации можно увидеть дефицит финнормативов и расходных средств.

Сейчас структура расходования средств идет в основном в фонд оплаты труда.

«Моя личная экспертная позиция, – сообщил Александр Адамский, – заключается в том, что сохранение показателей средней зарплаты учителей в нижних уровнях будет дальше вредить эффективности расходования средств».

Эксперт уточнил: «Если показатель системы становится предметом жесткого администрирования, то это разрушает систему. Если сохраняем ситуацию жесткого администрирования, то надо выбирать такие показатели, которые не разрушают систему, а пока – разрушают».

На данный момент разрушился институт оплаты труда, результат ушел на периферию, а абсолютная величина стала ценной.

Изначальный тезис был в том, что использование системы оплаты труда, чтобы повысить качество образования, не работает – связи между повышением зарплаты и качеством образования почти нет.

«Если государство спросит, что изменится, если влить дополнительные средства, у нас ответа такого нет, и у участников вчерашней дискуссии тоже, и это логично», – добавил Адамский.

Предложения по системе аттестации

Еще одно техническое задание для нас – система аттестации. Зависимости между высокой квалификацией учителей и достижениями учащихся не существует. Либо дети учатся сами, либо учителя не получают уровень квалификации, который они заслуживают. Соответственно, может ли молодой учитель рассчитывать на адекватную оплату? Только если пройдет аттестацию либо получит за результат. Однако ни то ни другое невозможно.

Коррреляция условий и результатов слабая, но мы должны повышать их, чтобы элементарно обезопасить жизнь и здоровье учащихся.
  • Во-первых, должна быть общественная доступность результатов мониторинга, поскольку сейчас широкая общественность основывает свои представления на мифах.
  • Во-вторых, если мы строим управление на базах данных, то должен производиться сбор данных с образовательных организаций при тотальной цифровизации всех регламентов.

Сейчас же происходит вначале действие, а потом занесение в протокол – такого быть не должно. В этом смысле необходима унификация школьных ресурсов и автоматическая цифровизация данных.

  • Кроме того, нужен семантический анализ цифрового поля системы образования, открытых источников как дополнение к данным.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться