Качество образования // Новость

Время имитаций прошло

Эксперт по образованию Любовь Духанина – о том, как предложения по росту человеческого капитала могут превратиться из слоганов в реальный прорыв.
  • 16:21 | 12 апреля 2018
  • 13

Время имитаций прошло
Фото: cinst.hse.ru

Ключевая мысль, прозвучавшая в послании президента России 1 марта 2018 года – России нужно совершить рывок. И все стратегические документы, появляющиеся в продолжение этой идеи, говорят о том, что ключевые задачи для нас – это рост человеческого капитала и повышение производительности труда. Именно на реализацию этих тезисов направлены проекты, предложенные в докладе «Двенадцать решений для нового образования».

Эти 12 решений не просто намечены, но и, что немаловажно, просчитаны финансово.

Ключевое слово, используемое в докладе – инвестиции. Оно очень емкое, потому что предполагает не только возвратность вложенных средств, но и наличие на старте работающего образца. Сложно себе представить инвестора, который вкладывается в создание завода, не понимая, где он возьмет технологию, здание, рабочие места, материалы и рынок сбыта. Так и в сфере образования наступает момент, когда право выдвигать масштабные предложения сохраняют только те, кто на деле доказал способность доходить до очевидного, признанного обществом результата в деле формирования потенциала будущих поколений.

Сложно спорить с тем, что российское образование хронически недофинансировано. По данным мониторингов ОНФ, родители школьников отмечают слабую материально-техническую базу образовательных организаций, которые посещают их дети. О том, что в школе есть оборудованные учебные кабинеты, сообщили 82% родителей, медицинский кабинет и оборудованный спортивный зал – по 80%, спортивная площадка – 71%, доступ к компьютерам и интернету – 65%. Не все школьники обеспечены бесплатной учебной литературой, гарантированной законом. Только 8% из 3 тыс. опрошенных родителей сообщили, что их дети получают все учебники, рабочие тетради и дидактические материалы бесплатно, 10% вынуждены приобретать большую часть учебников или вообще всю необходимую литературу.

Сохраняются проблемы и в дошкольном образовании. Несмотря на то что государство многое делает для создания новых мест в детских садах, родители и педагоги сообщают о переуплотненности групп.

Так, 15,5% из 500 опрошенных воспитателей заявили, что в их группе числится 30–39 воспитанников, 1,5% – что занимаются с 40 малышами.

Всё это не только создает конфликтность в системе образования, но и увеличивает недоверие и напряженность в обществе. Развитая инфраструктура образования – это фундамент, база для обеспечения равных возможностей для детей вне зависимости от места проживания, уровня благосостояния семьи. И до тех пор, пока мы не сможем еt обеспечить, это будет оттягивать фокус внимания от главного – содержания и технологий образования. Общим образованием сегодня охвачены все дети, но 32% школьников от 13 до 18 лет уже уверены, что им недостаточно знаний для того, чтобы быть счастливыми сейчас и успешными после окончания школы. Каждый четвертый чувствует себя одиноко, несмотря на то что ежедневно ходит в школу, общается со сверстниками и пользуется всеми ресурсами цифрового мира. Почти четверть ребят сообщили о том, что школа никак не помогает определиться с будущей профессией – это говорит о том, что для этих детей декларируемое непрерывное образование является только декларацией.

Каждый ребенок, согласно докладу, должен быть в чем-то предпринимателем. Не в смысле организовывать свой бизнес, а в смысле предпринимать осознанно шаги по созданию нового. В своей жизни, жизни компании, предприятия, отрасли, где он будет работать, в экономике страны. Для этого ребенок должен учиться ставить задачи в рамках своего обучения, а не просто отвечать на формальный вопрос учителя «Так что мы будем изучать сегодня на уроке?» Ребенка нужно учить работать в различных предметных областях, с разными научными действительностями, чтобы его выбор – кем стать – зависел от склонностей и интереса, а не от понимания, что он просто не сдаст физику или историю на нужном уровне. И при этом он должен любить учиться, уметь справляться с трудностями, чувствовать, что у него есть больше одного способа реализовать себя. Я верю, что это достижимо. Потому что знаю, что лучшие преподаватели могут так учить и уже учат.

Да, это заново ставит вопрос о подготовке педагогов, о непрерывном нефиктивном повышении квалификации. Результаты мониторинга ОНФ показали, что более половины учителей владеют только отдельными приемами реализации требований стандарта образования. Учителя преимущественно преподают так, как и преподавали раньше. И здесь понятно, что, инвестируя в обучение педагогических кадров, недостаточно просто финансировать всё те же самые центры и институты повышения квалификации, нужно резко менять качество подготовки учителей.

Доклад дает свою версию ответа на все эти задачи. Нас действительно ждет либо реальный прорыв, либо реальный крах.

Важно, чтобы разработанные предложения не стали просто лозунгами или не превратились в имитацию инноваций, имитацию инвестиций, имитацию созидания. Время имитаций прошло.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться