Качество образования // Статья

Владимир Узун: «навыки XXI века» у ребенка нужно формировать с трех лет

Президент ИД «Просвещение» Владимир Узун рассказал о нехватке региональных учебников, связи гаджетов и нападений на школы, а также о том, что высокие тиражи – еще не признак монополии.
  • 23 марта 2018

Владимир Узун: «навыки XXI века» у ребенка нужно формировать с трех лет
Фото: 1tulatv.ru

Действительно, в 2017 году «Просвещение» выпустило свыше 100 млн экземпляров учебников и тем самым подтвердило свое первенство среди издательств. Но для сравнения – на 1990 год общий объем выпуска единственного тогда печатавшего учебники издательства «Просвещение» составлял 240 млн экземпляров в год. То есть «Просвещение» в нынешнем формате пока еще постепенно восстанавливает позиции. Сейчас на долю «Просвещения» приходится треть входящих в утвержденный Минобрнауки России Федеральный перечень учебников. Оставшиеся две трети заняты другими издательствами.

Владимир Узун как глава всероссийского издательского дома уделяет особое внимание дефициту региональных учебников. Например, в школах конкретного региона необходимо изучать географию и историю не только всей России, но и своей области. В частности, «Просвещение» разработало специальный учебно-методический комплект по английскому языку. В нем иностранный язык изучается на материале столицы – ее истории, памятных мест, древней и современной архитектуры. Кроме того, выпускаются пособия и на языках малочисленных народов Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, других национальностей России.

И абсолютно все регионы интересует вопрос рабочих тетрадей. Многие не без основания считают, что это дополнительная статья расходов семейного бюджета. Господин Узун успокаивает родителей: согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», ученики должны получать все учебные пособия из библиотечного фонда своих школ бесплатно. Пока родители зачастую сами покупают рабочие тетради или пособия для внеклассной работы, некоторые покупают дополнительно и учебники по рекомендациям учителей.

Но если на них растет цена, то, по словам главы издательства, это вопрос не к «Просвещению», а к торговым компаниям, механизм ценообразования у которых непрозрачен. В издательском интернет-магазине учебник может стоить 300 рублей без накруток и переплат, а в регионе – тысячу, и разница эта более чем ощутима. Здесь впору пропагандировать опыт Москвы – механизм обеспечения московских школ учебниками организован так, что закупать их по завышенным ценам просто невозможно.

В любом случае при диктуемых XXI веком активно меняющихся условиях обучения без отдельных пособий не обойтись. В начале 2010-х годов в стране были приняты новые стандарты школьного образования. В их основе – вариативность, возможность выбора индивидуальной траектории обучения для каждого ребенка. «Чтобы обеспечить такую образовательную индивидуальность, “клеточкой-линеечкой” не проживешь», – подчеркивает Узун.

В Москве, которая начала применять дополнительные комплекты одной из первых, в последние годы значительно выросло число выпускников, поступающих на бюджетные места в лучшие вузы Москвы, прежде всего инженерные, например, Физтех, и медицинские, как Медицинский университет имени Сеченова. Также увеличилось число москвичей – победителей Всероссийской олимпиады школьников. Конечно, это результат комплекса мер по развитию столичной системы образования, но важную роль в нем играет внедрение новых методик, новых технологий и новых образовательных продуктов.

Чем еще, помимо внимания к различным регионам, языкам и этносам страны, уникальна сейчас деятельность «Просвещения»? Есть сфера, за которую из-за низкой рентабельности не берутся другие издательства – это учебники для детей с ограниченными возможностями, в том числе для слабовидящих. Такие учебники – с укрупненными картинками и шрифтом – пользуются большой популярностью.

Что касается ЕГЭ – универсальной темы, о которой не утихают споры уже более 12 лет с момента его введения, – как отмечает Владимир Узун, здесь главное – необходимость стандартных стабильных экзаменов. В этом смысле ЕГЭ полезен на 100%. Предубеждения против ЕГЭ уже нет у учеников, пропало оно и у учителей, а противниками остаются разве что некоторые родители, которые сами ЕГЭ не сдавали. Но еще нужна постоянная проверка качества школьного обучения с 1-го по 11-й класс, чтобы ЕГЭ не стал единственным репрезентативным показателем. Поэтому к ЕГЭ и ГИА, которая проводится в 9-м классе, добавлены всероссийские проверочные работы (ВПР), которые начинаются с 4-го класса.

Если перейти к высшей школе, то нужно уметь найти баланс между фундаментальными базовыми знаниями и современными навыками. Сейчас крайне важно умение работать в команде, готовность быстро приспособиться к меняющейся ситуации, умение креативно мыслить. «Это все, как ни странно, закладывается в 3–4 года, то есть вы сможете выучить наскоком физику в 10-м классе, но если у вас ранее не сформировались “навыки XXI века”, то наверстать упущенное очень сложно. Обучать детей мы должны начинать уже в более раннем возрасте».

Говоря о новых компетенциях ученика будущего, электронных учебниках и всяческих гаджетах, которые помогают ребенку получать знания, по словам господина Узуна, нельзя преуменьшать роль девайсов в ситуациях, когда подростки нападают на учителей или своих одноклассников. В этой связи педагог просто обязан войти в новый мир и получить новые навыки XXI века – стать партнером ребенка, его навигатором в мире информации. Да, средний возраст учителя в России – 50 лет, и ему осваивать новое непросто, но необходимо.

Например, учитель биологии Иван Смирнов во время объявления лауреатов конкурса «Учитель года Москвы-2017» совершенно обоснованно заявил, что учитель должен «гуглить» знания лучше, чем его ученики. Сегодня мало просто давать предметные знания, нужно уметь обращаться с огромным потоком информации, ориентировать ребенка на дальнейшее развитие и после школы, и самое важное – научить ребенка учиться постоянно. Мир меняется с такой скоростью, что прожить с одним запасом знаний всю жизнь уже невозможно, их надо постоянно пополнять. «Поэтому мы много работаем с учителями, открыли для них “Академию «Просвещение»”. Стране нужен учитель совершенно другого класса, другого уровня, и мы стараемся помочь ему стать таковым», – подвел черту Владимир Узун.



Новости





























































Поделиться