Качество образования // Статья

О мертвом стандарте – либо хорошо, либо ничего

Главной образовательной новостью утра 19 марта стало объявление о заседании министерского совета по стандартам.

О мертвом стандарте – либо хорошо, либо ничего
Фото: l1.sl-love.ru

Скорее всего об этом стало известно еще накануне, потому что за ночь учителя-словесники инновационного крыла, лидер которых – известный учитель Сергей Волков, сочинили открытое протестное письмо. Они считают, что фиксированный и слишком обширный список литературы и несовременные, с их точки зрения, формулировки результатов освоения программы по литературе нарушают права учащихся и сводят на «нет» многообразие и вариативность.

Примечательно, что заседание совета объявлено сразу после выборов, как будто была установка до выборов никаких системных инициатив не проявлять, лодку не раскачивать.

И теперь, надо полагать, можно ожидать активности в разных направлениях образовательной политики в оставшееся до смены правительства время.

Вообще в рамках этой предвыборной кампании было сравнительно мало резкой зубодробительной критики по поводу образования.

С одной стороны, много позитивных сигналов: явные достижения на международном уровне, ЕГЭ стал объективным и честным, утечки прекратились, угадайки там давно нет, число не сдавших на минимальном уровне сократилось, доля высокобалльников увеличилась.

С другой стороны, до буйных критиков образования из числа активистов партии власти, наконец, дошло, что все, что происходило в последние 15 лет в образовании – это президентская образовательная политика, поэтому либо они поддерживают президента, либо критикуют генеральную линию в образовании.

Поэтому весь пар – в призывы ликвидировать школьных психологов как класс.

Негласный мораторий, правда, соблюли не все.

В последний день разрешенной агитации раздался истеричный вопль жириновцев: «Отменить ЕГЭ!».

Это было так обескураживающе простодушно, что первое время всех рассмешила эта PR-акция. Было очевидно, что никакого практического результата инициатива не принесет и рассчитана на то, чтобы в последний момент привлечь тоскующих по совку избирателей.

Особенно бесполезно этот отчаянный шаг выглядел на фоне той антипедагогики, которую они демонстрировали на ТВ. Просто по анекдоту: «И эти люди запрещают нам…». Значит, хамить, вести себя как шпана и орать матом на женщину – можно, а ЕГЭ, значит, не дает раскрыться творческим личностям!

Мо-ло-дец!

Но ведомство оперативно, как и в случае с атакой на школьных психологов, отреагировало и объявило, что ни выгонять первых из школы не будет, ни по второму поводу ничего предпринимать не собирается.

А собирается – и в первый же день после выборов, когда, как видно, оковы запретов пали, объявить о заседании совета по стандартам.

«Вести образования» предоставят возможность высказать разные точки зрения на эту проблему, напомним лишь, что основная новация ведомства заключается в подробной детализации учебного материала (который в большинстве публикаций почему-то называется «содержанием образования», но не будем спорить по терминологии), фиксации по годам обучения и подробном описании результатов по годам.

В 2010 году «Эврика» активно воевала на поле стандартов и, кстати говоря, мы и предлагали тогда детализировать и учебный материал, по-другому, конечно, и операционализировать описание результатов.

Но кто старое помянет?

Сегодня я почти не участвую в дискуссиях по стандарту.

Объясню почему.

Мы сейчас много занимаемся цифрой, большими данными, восстанавливаем электронный мониторинг, объединяем событийный формат оценки знаний с цифровой средой, пытаемся на основе агрегации цифровых следов дать полную картину не только достижений учащихся, но и выстроить автономную систему самооценки ребенка.

Персонифицированные образовательные программы и маршруты выходят за рамки школы.

Мы стоим на пороге принципиально другой ситуации в образовании – когда разнообразные источники смогут давать ребенку возможность получать разные части образования не только в школе.

Музеи, выставки, научные лаборатории, парки, библиотеки, стадионы, финансовые институты, высокотехнологичные производства, различные НКО, которые уже сейчас предлагают высококачественное современное содержание образования.

«Собирать» результаты этого распределенного образовательного пространства может только цифровая среда по цифровым «следам», которые оставляет каждый учащийся каждым своим учебным или социальным, воспитательным, исследовательским, спортивным или творческим действием.

И в этой ситуации не нужно быть, как говорится, «семи пядей во лбу» и проводить флотские форсайты, чтобы понять простую вещь: процедура формирования стандартов перейдет в другую технологическую сферу. Нейросети на основе анализа гигантского массива данных по социализации выпускников, смене технологий, тенденций развития культуры, социальным и другим рискам будут формировать образовательный стандарт, подстраивать образовательную программу каждого учащегося под этот стандарт, с другой стороны – адаптировать учебный материал под каждого учащегося.

Я сейчас никого не агитирую за это направление в развитии образовательной политики, жизнь научила меня более созерцательному отношению к происходящему.

Я объясняю, почему я не так активен в сегодняшней дискуссии по стандартам. Потому что стандарт в том формате, в котором он сейчас существует – заранее, на основе устоявшихся вчерашних данных, – уже умер.

Сам подход натуральной фиксированной стандартизации – устарел. Поэтому будет ли ведомство контролировать одну программу или несколько, будет ли такой список тем или другой, какими будут КИМы – этими инструментами можно будет регулировать образовательную ситуацию максимум еще лет семь, ну может быть – десять.

Ну какой ЕГЭ, когда и выпускник, и вуз, и работодатель будут через 3–5 лет иметь полную картину результатов по каждому учебному действию, а система сможет агрегировать эти данные по любому параметру: от знания формальных сведений по математике до инициативности, ответственности, критического мышления.

Сами контрольные мероприятия отомрут за ненадобностью, уровень освоения будет определяться автоматически.

Такая у меня картина мира, ближайшего будущего образования.

И тема нынешнего стандарта в ней не ключевая.

Гораздо более существенным мне представляется само устройство системы – преодоление ее разбалансированности.

Но это уже другая тема…

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube