Качество образования // Комментарий эксперта

Вместо экспертного разговора – продвижение своего представления о «прекрасном»

Тот подход, который предложен в разделе, посвященном содержанию литературного образования, делает недостижимыми планируемые результаты, которые определены были в Стандарте изначально.

Тот вариант Стандарта, который вынесен на обсуждение и возможное утверждение, представляется мне документом не просто сырым или бессмысленным, но и очевидно вредным. Дело не только в том, что в нем есть элементарные фактические ошибки (когда, к примеру, стихотворение Вальтера Скотта приписывается переводившему его Пушкину: в конце концов, и учителя, и дети привыкли уже к ошибкам в наших нормативных документах, учебниках и заданиях итоговых аттестаций).

Главная беда – чужеродный текст интегрирован внутрь исходного варианта ФГОС – и текст стал сам себя отрицать!

Тот подход, который предложен в разделе, посвященном содержанию литературного образования, делает недостижимыми планируемые результаты, которые определены были в нем же изначально. Вместо определения форм деятельности в рамках осваиваемой дисциплины (я сейчас говорю о разделе «Литература», но знаю от коллег, что сходные претензии предъявляются и к другим разделам) – Стандарт опять определяет набор знаний, которые должны воспринять обучающиеся по мнению анонимных «редакторов», но никак не раскрывает, что значит «знать содержание художественного произведения». Если я не знаю произведение наизусть – знаю ли я его «содержание»? Почему тогда «не менее десяти произведений наизусть» надо знать – а не все? Или для этого надо еще знать те или иные литературоведческие концепции и интерпретации? Чьи именно? Из какого учебника – давайте уже прямо назовем этот учебник, чего стесняться? В школу, используя Министерство образования как таран, опять пытаются вернуть начетнический подход, который давно уже завел школьное гуманитарное образование в тупик – без учета мирового опыта и существующего анализа причин и характера его кризиса, без учета возрастных особенностей школьников и много лет ведшихся в профессиональной среде дискуссий. Опять «освоение» обязательного списка, а не сформированная читательская деятельность ставится во главу угла, а спецоперацией по продвижению своего представления о «прекрасном» в качестве нормативного подменяется грамотный экспертный разговор о насущном.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube