Образовательная политика // Тема дня

Итоговая коллегия в министерстве: планов громадье, но и проблем не меньше

14 марта в Минобрнауки состоялось расширенное заседание коллегии, на которой обсуждались основные результаты реализации государственной политики в области образования и науки за 2017 год и задачи на ближайший период.
  • 15 марта 2018

Итоговая коллегия в министерстве: планов громадье, но и проблем не меньше
Фото: минобрнауки.рф

С главным докладом выступила министр образования и науки Ольга Васильева. Она привела много статистических данных, из которых складывалась картина деятельности образовательного ведомства.

Положительная динамика

Прежде всего доля расходов на образование от общего объема средств федерального бюджета в текущем году возрастает по сравнению с прошлым.

Так, если в 2017 году на эти цели тратилось 3,56% ВВП, то в нынешнем планируется 4,01%. В абсолютных цифрах это соответственно 595 млрд и 663,6 млрд рублей.

На 60 млрд увеличатся расходы на выполнение мероприятий Государственной программы «Развитие образования», включающей шесть приоритетных национальных проектов в сфере образования и три ведомственных проекта.

В целом возросли объемы финансирования всех уровней образования: например, если на дошкольную отрасль в минувшем году тратилось 28,5 млрд рублей, то в нынешнем – 29,7 млрд, на дополнительное образование детей соответственно 17,4 млрд и 18,5 млрд рублей.

Именно по этим направлениям были достигнуты высокие результаты за прошедший период.

По данным на 1 января 2018 года, охвачены дошкольным образованием 100% детей от 3 до 7 лет в 72 субъектах РФ.

В шести субъектах этот показатель составляет 97–99%, и только в семи регионах он меньше 95%.

Постепенно начала осуществляться программа устройства в дошкольные учреждения детей от 2 месяцев до 3 лет. Для этой категории в прошедшем году было создано более 100 тыс. мест – не только в государственных и муниципальных детских садах, но и в частных, семейных, а также в отделениях при колледжах и вузах.

Согласно отчету министра, неплохо продвигаются дела и в сфере дополнительного образования детей.

Так, в 2017 году посещали кружки и секции 69% подростков от 7 до 18 лет, к 2020 году данный показатель в соответствии с майскими указами президента должен достичь 75%.

124 тыс. детей получили сертификаты на освоение программ дополнительного образования, увеличился интерес подростков к научно-техническому творчеству и робототехнике.

В более чем 30 регионах действуют кванториумы детские технопарки, число которых перевалило за 50.

Не отстает и высшее образование.

В майских указах президента поставлена задача: к концу 2025 года не менее 10 ведущих российских вузов должны войти в топ-100 мировых рейтингов. В минувшем году 11 российским университетам удалось выполнить эту задачу.

Весьма оптимистические прогнозы и по программе «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», по итогам которой к концу 2025 года количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, должно увеличиться до 710 тыс. И это не просто амбициозные планы, но и реальная прибыль в государственный бюджет, которая при достижении намеченного показателя составит 373 млрд рублей.

В настоящее время в наших вузах обучается порядка 270 тыс. студентов из-за рубежа, и это хороший задел на ближайшее будущее.

Болевые точки

В то же время остается еще много нерешенных проблем и планов, которые по разным причинам будет сложно осуществить в ближайшее время, в том числе из-за нехватки средств.

Серьезную тревогу у специалистов вызывает реализация приоритетного национального проекта «Создание современной образовательной среды для школьников», предусматривающей в том числе перевод к 2025 году 100% детей на односменный режим обучения и создание 6,5 млн новых мест в школах за счет строительства зданий и капремонта уже имеющихся.

В прошлом году было создано около 57 тыс. мест, что явно недостаточно.

Да и Ольга Васильева в своем выступлении отметила, что повышение рождаемости потребует корректировки этой программы.

На эти цели в 2018 году запланировано 25 млрд рублей – казалось бы, сумма немалая, но в масштабе поставленной задачи тоже недостаточная.

В ноябре прошлого года первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин стал одним из инициаторов внесения поправки в федеральный бюджет с целью увеличения средств на реализацию этой программы еще на 25 млрд рублей.

Однако поправка принята не была.

«В результате такого количества новых школ, которое планировалось при запуске данной программы, мы не увидим и близко, – констатировал Олег Смолин. – Если и дальше правительство будет действовать в таком же темпе, то выполнение программы растянется на 48 лет. За это время новые школы станут если не старыми, то по крайней мере пожилыми».

Правда, выступавшая на расширенном заседании коллегии первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова сообщила радостную новость о том, что на обращение сенаторов к правительству и президенту об увеличении расходов по данной программе до 50 млрд рублей пришел положительный ответ.

В не менее сложном положении оказались и вузы. По словам председателя комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова, «сумма выставленных вузам штрафов за рушащиеся потолки и стены составила 54 млрд рублей», в то время как на капремонт храмам науки в прошлом году было выделено порядка 6 млрд рублей. Несопоставимые цифры.

На брифинге, который состоялся по окончании коллегии, Ольга Васильева пояснила, что данные проблемы копились, «начиная с 70-х годов, и делаю на этом акцент, это не сию секунду возникло».

Настораживает и еще одна цифра: лишь 22% зданий всех образовательных организаций приспособлены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. И это на фоне растущих показателей охвата детей-инвалидов дошкольным образованием (около 90%) и дополнительным (40%).

И, конечно, одна из болевых точек – это зарплата работников образования.

Вечная тема

По статистике, приведенной в отчете Минобрнауки, динамика роста учительской зарплаты отрицательная. Так, если в 2015 году она составляла около 33 тыс. рублей и 106,3% от средней зарплаты по экономике региона, то в 2016 году при росте в абсолютных цифрах – 35 тыс. рублей – несколько упала по отношению к средней зарплате по региону (102,2%). Впрочем, оба показателя пока еще опережали заданную в президентских указах планку.

А вот в 2017 году средняя зарплата учителей снизилась и в абсолютных значениях – до 29 тыс. рублей, и по отношению к средней по региону – 99,8%.

Зарплата педагогов дошкольного образования с 2013 по 2017 годы колебалась от 94,9 до 94,5% от средней зарплаты учителей в регионах, но так и не достигла отметки в запланированные 100%, обозначенные в майских указах.

Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова обратила внимание на «вопиющую», по ее словам, проблему: за последние полтора года в 11 территориях блокировали счета учителей за долги муниципалитетов и школ, в связи с чем прекращалась выплата зарплаты.

Учителя были вынуждены по каждому такому случаю подавать исковые заявления в суд и через приставов получать свои законные деньги.

«Эта ситуация совершенно неприемлемая. Очень важно взаимодействие по этим вопросам с Министерством образования и науки, Госдумой, Советом Федерации», – подчеркнула Галина Меркулова.

Как справедливо заметила председатель Общероссийского профсоюза образования, требования к учителям растут, значит, и зарплата должна быть соответствующей.

Контроль становится все менее формальным

О том, что требования к учителям растут, следовало из выступления заместителя министра образования и науки РФ, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова.

Он рассказал о том, что в 2017 году была апробирована модель оценки учителей по русскому языку и математике: в ней приняли участие 4,5 тыс. учителей из 13 регионов.

По итогам тестирования каждый учитель получил свою индивидуальную оценку и вопросы, над которыми ему следует работать.

«Важно, что такие исследования не влекут за собой никаких административных решений, и учителя благодарили нас за это», – сказал Сергей Кравцов.

В 2018 году планируется создать и внедрить методику оценки работы управленческого корпуса.

В 2017 году была завершена работа по введению новых подходов к инспекции школ, которая позволит сократить на треть по сравнению с 2017 годом количество проверок общеобразовательных учреждений.

По словам замминистра, Рособрнадзор теперь проверяет в первую очередь те школы, которые показали необъективные результаты по итогам Всероссийских проверочных работ и ОГЭ для выпускников 9-х классов.

«В итоге в 2017 году мы уменьшили оценку формальных показателей деятельности школы и впервые ввели реальную оценку знаний школьников, придав такой оценке первостепенное значение», – сказал Сергей Кравцов.

Немало внимания в своем выступлении он уделил и теме ЕГЭ, отметив, что, по данным недавно проведенных исследований, «ЕГЭ стал привычным для общества, и теперь перед нами стоит задача удержать уровень объективности и доверия общества к ЕГЭ».

При этом глава Рособрнадзора подчеркнул, что «в 2018 году никаких содержательных изменений в ЕГЭ не будет» (итоговый экзамен по информатике в компьютерной форме состоится не раньше следующего года, тогда же список предметов по выбору для сдачи ЕГЭ пополнит китайский язык, работа над КИМами по которому длилась последние три года).

А вот учащихся 9-х классов ожидают перемены, и немалые: завершена подготовка устной части ОГЭ по русскому языку, и в апреле нынешнего года все регионы в пилотном режиме примут в нем участие.

От единых учебников – к масштабным исследованиям

Тему русского языка продолжила в своем выступлении председатель Общественного совета при Минобрнауки РФ, президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.

Она заявила, что «пришло время для создания концепции единого учебника по русскому языку», по аналогии с учебником по истории России.

Очевидно, что эта не новая мысль далеко не всем придется по душе.

В то же время другое предложение Людмилы Вербицкой можно считать вполне целесообразным: по ее словам, в РАО решили заняться масштабными исследованиями детей, в том числе актуальными вопросами их социализации в постоянно меняющейся цифровой среде.

Как утверждает президент РАО, «такие исследования не проводились с прошлого века».

Кроме того, ученые РАО примут участие в решении одной из главных задач на ближайший период – в разработке Стратегии развития образования.

Пока сформирована только рабочая группа…

Ольга Дашковская


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube