Без рубрики // Колонка

Цифровизация образования – надежды и риски

Наша вера в чудо беспредельна. Теперь мы верим в «цифру». Вот все оцифруем – и будет нам счастье. Экономика расцветет, дети будут прекрасно учиться и качество образования вырастет до невиданных высот.

Цифровизация образования – надежды и риски

При этом, несомненно, дальнейшая цифровизация должна обеспечить повышение качества образования, поскольку появляется возможность существенно увеличить объем ресурсов, доступных для использования в образовательном процессе.

Будущее уже наступило

Сегодня образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, количество массовых открытых онлайн-курсов измеряется тысячами, а численность их потребителей – миллионами. Дистанционное образование уже прочно вошло в нашу жизнь.

Вопрос в другом: есть ли у нас достаточно качественный контент, чтобы заполнить те «цифровые мощности», которые возникают. Безусловно, в использовании цифровых технологий видятся большие возможности для школьного и дополнительного образования детей. Однако далеко не все электронные ресурсы производят впечатление серьезных и качественных.

Они, наверное, могут помочь в освоении школьной программы, но, честно говоря, хотелось бы видеть для современных школьников более продвинутые и учитывающие детскую психологию продукты. Тем более что наши дети, можно сказать, с пеленок живут в цифровой среде, и к 10-12 годам очень хорошо в ней ориентируются. По мнению школьников, учителя не имеют тех навыков поиска информации и общения в цифровом мире, которые сами учащиеся хорошо и быстро осваивают. Особенно это заметно в крупных городах, но очень скоро эти навыки (или скажем красиво – компетенции) в полном объеме распространятся на средние и малые города, а также на села.

Между тем технический прогресс – это всегда улица с двусторонним движением. Он порождает не только огромные возможности, но и риски.

Электронные учебники – боты-помощники

Существует мнение, что через 5-7 лет исчезнут бумажные учебники. Хочется поспорить, что в продвинутых школах они останутся. Как именно будет реализовываться программа? Бумажный учебник будет оцифрован и размещен в ридерах и планшетах? Или будут созданы принципиально другие учебники, такие учебники-роботы, которые сами будут следить за прохождением ребенком учебного материала, выбирать темп его освоения, оценивать, насколько хорошо пройденный материал усвоен, искать формы взаимодействия с учеником, чтобы его заинтересовать в качественном выполнении всех заданий, создавать психологически комфортные условия обучения.

Понятно, что при таком учебнике-боте учитель практически исключается из образовательного процесса. Возможно, он будет проверять, все ли в порядке у того или иного ученика, и если что – менять учебник. Хотя и с этим может справиться учебник-бот, если запрограммировать в него отслеживание эффективности обучения.

Школьный исход

Словом, лет через 10 после внедрения таких технологий роль учителя подвергнется глобальному переосмыслению. Но, что еще более серьезно, учащийся в случае появления таких учебников перестанет нуждаться в школьном классе, следовательно, и в самой школе. Он будет сидеть дома и учиться, а учитель-контролер будет удаленно проверять, прошел ли учащийся материал, сколько времени на это затратил, какие трудности у него возникли в процессе изучения разных тем.

Но тогда ведь не возникнет то, что мы называем навыками XXI века: умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде и тому подобное. Если мы захотим получить именно эти навыки, нам придется создавать среду, в которой указанные компетенции будут вырабатываться, помимо собственно процесса обучения.

Например, школа – это будет спортивная площадка или театральная студия, или хор, или что-то еще. Нам придется отрывать детей от цифровой среды и помещать их в среду человеческого общения. Таким образом, задачи школы могут измениться крайне существенно. Цифровая среда действительно обеспечит нам индивидуальное обучение, а школе придется заняться выстраиванием практик коллективного (нецифрового) действия. И это только один из рисков в области трансформации образования и школы. А их, конечно же, значительно больше, но о других в следующий раз.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться