Качество образования // Интервью

Старший и ведущий учитель – кто они?

В Министерстве просвещения РФ готовят проект постановления о введении новых должностей в школах, и в ближайшее время это предложение поступит в Госдуму. Мы попросили автора этого документа, Заслуженного учителя РФ, члена-корреспондента РАО, директора школы № 109 Евгения Ямбурга прокомментировать предстоящее нововведение.

Старший и ведущий учитель –  кто они?
Фото: pravmir.ru

Евгений Александрович, с чем связана необходимость введения должностей старшего и ведущего учителя в школах?

– Это долгая история, поэтому начну издалека. Еще в 2013 году был принят профессиональный стандарт «Педагог», который отвечал на вызовы современности, потому что очень многое к тому моменту изменилось.

По данным Союза педиатров, у нас всего лишь 12% здоровых детей, у остальных есть те или иные проблемы.

Причем на первый план выходят психоневрологические отклонения.

Поэтому в профессиональном стандарте особое внимание уделяется психолого-педагогическим компетенциям, поскольку сейчас мало быть просто учителем географии, математики, биологии – нужно понимать, с каким контингентом работаешь.

Апробация нового профстандарта все это время шла в 24 регионах, причем мы, авторы, просили не торопиться с массовым внедрением

Нельзя с педагогов требовать того, чему никто никогда их не учил ни в педвузах, ни в институтах повышения квалификации.

Но спустя некоторое время президент поставил задачу сделать разноуровневый профессиональный стандарт для педагогов, стимулируя их повышать качество работы. Речь шла не о вертикальном профессиональном росте, который понимался как рост административный (условно говоря: завуч – директор школы – министр образования), а о горизонтальном – в рамках учительской профессии.

Хочу сразу опровергнуть миф о том, что стандарт будет отменяться или кардинально переписываться. Нам надо было перевести профессиональные педагогические компетенции на язык обобщенных трудовых функций для введения новых должностей. Подчеркиваю – должностей, а не званий.

Все звания – Заслуженный, Народный учитель – остаются, их никто не отменяет.

К сожалению, их присваивают, как правило, пожилым людям. Но если мы хотим продвижения для молодых учителей, достигших высот в своей профессии, то их тоже надо поддерживать.

– Кто может претендовать на должности старшего и ведущего учителя?

– Старший учитель – это тот, кто владеет передовыми педагогическими практиками. Он может провести эффективный урок в классе со смешанным контингентом, где наряду с обычными обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Такого учителя я бы сравнил с «играющим тренером»: он сам умеет плавать и может научить этому других.

Вторая должность – ведущий учитель, или учитель-наставник, обладающий всеми компетенциями старшего учителя, но, кроме этого, он выступает в роли интегратора, то есть объединяет усилия педагога, логопеда, дефектолога, других специалистов и родителей для решения проблем детей, имеющих особенности развития.

– Предусматриваются ли доплаты этим специалистам?

– Конечно, устанавливая эти должности, мы думали и об улучшении финансового положения учителя, о доплатах за дополнительные функции.

Напомню, что ради выполнения майских указов президента средняя зарплата учителей доводится до средней по региону зачастую за счет непомерных нагрузок, что приводит к откровенной халтуре.

При двойной ставке учитель математики должен проверить 10 тысяч ученических работ в месяц, а это нереально! Но часы заставляют брать, в противном случае учитель будет уволен, поскольку он портит общую статистику. А после введения новой системы педагог вправе взять нормальную нагрузку, а за должность старшего или ведущего учителя он получит доплату. Таким образом, мы сохраним специалистов, которые готовы работать качественно и способны научить этому своих коллег.

– Потребуются ли изменения в Закон «Об образовании в РФ» в связи с введением новых должностей?

– Важный момент заключается в том, что по Закону «Об образовании в РФ» составление штатного расписания относится к полномочиям школы, поэтому для установления новых должностей не потребуется вносить изменения в закон.

Если школа может и готова, она имеет право вводить эти должности.

– Иными словами, назначает директор. Как избежать субъективных решений?

– Это очень тонкий вопрос, который пока находится на стадии решения. Пока, конечно, назначение будет отнесено к полномочиям директора школы, и нам остается полагаться на его здравомыслие и объективность. Но в будущем возможны изменения к лучшему. Поясню, какие.

Я возглавляю общественную ассоциацию «Педагог XXI века», задача которой – внедрение профстандарта, а со временем, я надеюсь, проведение общественно-государственной аттестации.

В составе этой организации – победители конкурсов «Учитель года» и вообще специалисты высокого класса. Этим людям можно доверить контроль за такой ответственной процедурой.

Например, в США существует Ассоциация психотерпевтов, и раз в два года представители этой профессии проходят проверку у своих авторитетных коллег. То же самое касается учителей математики, которые сдают профессиональные экзамены в своей профильной ассоциации.

И само профессиональное сообщество заинтересовано в том, чтобы специалисты были высококлассные.

Хочу заметить, что должности, в отличие от званий, устанавливаются не навсегда.

Человек подписывает трудовой договор, и в случае невыполнения возложенных на него обязанностей трудовой договор может быть расторгнут. Это станет стимулом для ответственного выполнения новых функций.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться

Видео