ИнтерВести // Новость

«Оскорбляйте по-шекспировски или нарисуйте свои чувства в дневнике»

Как за рубежом борются с тем, что дети используют в речи нецензурную лексику.

«Оскорбляйте по-шекспировски или нарисуйте свои чувства в дневнике»
Фото: media.myfoxmemphiscom.cmgdigital.com

Когда ребенок начинает употреблять нецензурную лексику, это всегда удивляет. Откуда он узнал эти слова в таком возрасте? Понимает ли, что они означают? Реакция взрослых на использование нецензурных слов влияет на то, будет ли он использовать их снова.

Обычно школьники используют обсценную лексику, чтобы выразить негативные эмоции. Зачастую это реакция на боль, печаль или раздражение. Также дети могут ругаться чтобы “влиться” – войти в определенную социальную группу – или выделиться, стараясь казаться забавными. Бывает, что дети просто повторяют слова за друзьями или слышат их с телеэкранов, не понимая, что выражаются нецензурно. Австралийский интернет-портал для родителей Raising Children дает родителям рекомендации по борьбе с использованием нецензурной брани у детей.

Специалисты советуют родителям говорить с ребенком не о его поведении, а о том, какие слова стоит использовать в речи. Дети школьного возраста в состоянии понять, что некоторые слова способны обидеть окружающих. Реакция родителей влияет на то, будет ли ребенок ругаться и в дальнейшем. Родителям рекомендуется спокойным голосом четко объяснить, что произнесенные слова использовать не стоит.

Дети школьного возраста понимают простые объяснения. Если родители думают, что ребенок имеет представление о значении слова, можно спросить, что он о нем думает, а затем обобщенно объяснить, почему его не стоит использовать.

В долгосрочной перспективе родителям рекомендуется обсуждать с детьми, какие слова являются приемлемыми. Если в семье есть правило “не использовать бранных слов”, это облегчит разговор с ребенком, когда он употребит неприемлемое слово. Ребенку проще понять правила употребления слов, если они одинаковы для детей и для взрослых.

Специалисты из Raising Children дают родителям еще несколько рекомендаций о том, как сократить использование ругательных слов в семье:

  • Объяснить детям, что слова, приемлемые дома, могут быть неприемлемыми в обществе – в школе или дома у других детей;
  • Хвалить детей, когда они справляются с ситуацией, в которой могли бы использовать бранные слова, но не сделали этого;
  • Обращать внимание на то, какие телепередачи и фильмы смотрит ребенок и какую слушает музыку.
Находясь в обществе, ребенок может услышать слова, которые родители запретили ему использовать, и родители должны быть готовы рассказать, почему кто-то может употреблять такие слова в своей речи – например, объяснить, что в разных семьях правила могут быть разными.

С использованием бранных слов проще бороться, если знать, почему это происходит. Если родители считают, что ребенок повторяет за своими друзьями, им рекомендуют поговорить с ребенком, спросить его мнения, почему его друзья так делают и обсудить другие способы получить одобрения в компании.

Если ребенок использует обсценную лексику из-за злости или разочарования, специалисты рекомендуют родителям использовать в разговоре названия этих эмоций. Например, говорить: “Я вижу что ты злишься”. Важно, чтобы ребенок понимал, что испытывать такие эмоции – это нормально, но проявлять их стоит другими способами. Например, сделать глубокий вдох, сосчитать про себя до 10 или поговорить о своих чувствах. Наконец, у бранных слов есть и цензурные аналоги, а ребенок для их обозначения может даже придумать свои собственные слова.

Бывает и так, что ребенок продолжает использовать бранную лексику, несмотря на разговоры о том, что так делать нельзя и почему. Для таких ситуаций родителям предлагается еще несколько методов:

  • Задать четкие правила поведения в семье, например, “говорить друг с другом уважительно”;
  • Четко заявить, что взрослые не потерпят агрессивного поведения в отношении других;
  • Объяснить последствия использования бранных слов – например, запрет на просмотр телевизора, лишение карманных денег и т.д.;
  • Поощрять ребенка за то, что он не использует нецензурную лексику в тех ситуациях, в которых использовал ее раньше.

Учителя тоже порой слышат от учеников нецензурные слова. Британский информационный портал для учителей Teachertoolkit предлагает учителям, услышавшим нецензурную лексику в общении детей друг с другом или даже в свой адрес, простые и действенные советы, чтобы пресечь такое поведение и предотвратить его в будущем.

  • Необходимо сохранять спокойствие. Взрыв эмоций в ответ на нецензурную лексику, услышанную от ребенка, может привести к непредсказуемым последствиям. Необходимо следить за тоном голоса и говорить не громче, чем класс.
  • Отведите ребенка, который ругается, в сторону от остальных детей и поговорите с ним, не читая нотации.
  • Спокойным и сдержанным голосом объясните, что использовать такие слова – это неприемлемо.
  • Дайте понять, что определенные слова и фразы употреблять нельзя, а их использование не останется незамеченным и нарушителя правил привлекут к ответственности.
  • Обсудите со всем классом то, как что можно, а что нельзя говорить. Сообщение должно быть адресовано всему классу, не привлекая внимания к конкретному ребенку.
  • Детей можно научить заменять нецензурные слова цензурными, подбирать не обидные синонимы. Например, можно предложить использовать оскорбления из произведений Шекспира. Некоторые дети могут успокоить свой гнев, если опишут или нарисуют свои чувства в дневнике.
  • Для учеников, которые с трудом удерживаются от использования нецензурной лексики, учителям рекомендуется придумать секретный сигнал, например, какой-то жест, который значит, что ученику необходимо замолчать.
  • Учителям рекомендуется связаться с родителями детей, использующих нецензурную лексику, чтобы обсудить с ними ситуацию и разработать совместную стратегию борьбы с проблемой.
  • В борьбе с использованием нецензурной лексики необходим систематический и бескомпромиссный подход. Работать нужно с каждым случаем использования табуированных слов, нельзя разрешить даже одному ругательному слову просочиться в речь без последствий.
Рекомендации для учителей можно условно объединить в подход “Трех П”: работа с классом должна быть позитивной, проактивной и включать в себя профилактику.



Новости





























































Поделиться