Воспитание // Колонка

Почему требования к оформлению работы могут довести ребенка до невроза и почему школьники не должны бояться ошибок


Почему требования к оформлению работы могут довести ребенка до невроза и почему школьники не должны бояться ошибок
Фото: life-sup.ru

Крик души

Передо мной сканы двух тетрадей второклассника – по математике и русскому языку, и трехстраничное письмо мамы с вопросом: «Что делать?»

На каждой странице тетрадей – многочисленные исправления и подчеркивания красной ручкой. Двумя красными линиями выделены ошибки, исправленные самим ребенком.

И замечания на полях: «Будь внимателен!» или «Опять невнимателен!»

Рядом с отметкой (как правило, это «тройка») размашистым почерком написано: «Выполняй задания сначала на черновике».

Важно отметить: все домашние задания по русскому языку пестрят исправлениями, а по математике все оценки снижены за так называемое «оформление работы».

Это означает, что от начала и от конца страницы требуется отступить на то или иное количество клеточек в определенной последовательности.

А теперь отрывок из письма мамы: «Перепробовали все. Попытались сначала писать на черновике, но тогда на выполнение домашнего задания уходит не менее трех часов, а результат ненамного лучше. Что делать?»

Эта ситуация и безнадежный вопрос не единичны.

Действительно, что происходит? Почему оценки снижают не за решение задачи, а за ее оформление: за почерк, за клеточки?

Почему исправленные ошибки все равно считаются ошибками?

И главное: эти требования делают обучение более эффективным или, наоборот, нарушают мотивацию и процесс обучения?

Я не стану опровергать аргументы сторонников аккуратности, воспитания характера и дисциплины.

Уверена, что таким способом не воспитать ни одно из перечисленных качеств.

Попробуем разобраться, адекватны ли требования и есть ли у ребенка право на ошибку?

Право на ошибку

Я хочу проанализировать этот вопрос не с морально-этической или эстетической позиции, а с позиции нейрофизиолога, знающего и понимающего особенности развития мозга и познавательной деятельности детей, прежде всего с точки зрения сформированности механизмов произвольной саморегуляции. Именно эта функция является основой «аккуратности», «ответственности», «самостоятельности» и прочих ценных качеств, которые так жаждут сформировать у младшего школьника и дошкольника педагоги и многие родители.

Начну с почерка и ошибок при письме. Письмо – это один из сложнейших и многозадачных видов деятельности. Его формирование идет медленно и длительно – в течение трех-четырех лет.

(Для тех, кого этот процесс интересует более подробно, могу рекомендовать мою книгу «Обучение письму»).

Требования современного обучения прямо противоположны: нужно научиться письму быстро и за короткое время – за два месяца.

Более того: мозг младшего школьника еще не готов к многозадачности, а при таких ускоренных темпах навык не формируется больше чем у 60 процентов детей.

Обучение в кратчайшие сроки – такая задача стоит не только перед российскими педагогами. Не случайно во многих странах пишут не курсивом, а полускриптом (то есть полупечатными буквами), поскольку так легче и проще формируется навык.

Мы же грезим о каллиграфическом письме, причем быстро-быстро.

Ошибки при этом неизбежны, так как все внимание ребенка направлено не на то, что писать, а на то, как писать.

Удается это лишь редким счастливчикам.

А теперь про клеточки.

Я недавно увидела образцы оформления задачи, где на одном листе было выделено 18 (!) правил оформления – такой вот сложный алгоритм «оформления».

Младший школьник не может удержать все это в голове, решая примеры и задачи.

Здесь как в анекдоте: или клеточки, или задачи.

Или… за спиной ребенка должны стоять мама, бабушка, репетитор (последний – новая реальность начальной школы), которые осуществляют внешний локус-контроль.

Или… переписывание после проверки. Переписывание до истерики, до отказа идти в школу, вплоть до тяжелейшего невроза.

Поверьте, подобных случаев гораздо больше, чем думают педагоги и родители.

Ребенок не способен работать в ситуации многозадачности, у него еще не сформированы механизмы регуляции и контроля деятельности, поэтому ошибка естественна и даже необходима.

А спешка, помноженная на неудачи, даже в спокойной обстановке не дает хорошего результата.

Ребенок не должен бояться ошибок: это приводит к повышенной тревожности, страхам и выученной беспомощности.

Ребенок не может бояться ошибок, иначе он никогда не научится делать самостоятельные шаги в поисках своего пути и своих решений. А мы так хотим, чтобы наши дети стали творческими и самостоятельными людьми!

P.S. В одной из заметок «Вестей образования» прочитала о том, что во Франции детям разрешают писать стирающейся ручкой и использовать «мазилку». Может, и нам последовать этому примеру?



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться