Воспитание // Тема дня

Жизнь в розовом цвете: зачем в детских садах воспитывают принцесс?

Ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что в российских детских садах существуют негласные учебные планы, по которым детей учат правилам «мужского» и «женского» поведения. Причем эти правила весьма консервативны.
  • 25 декабря 2018
  • 557

Жизнь в розовом цвете: зачем в детских садах воспитывают принцесс?
Фото: 1zoom.me

Например, девочки должны иметь покладистый характер, быть симпатичными, интересоваться музыкой и танцами и обязательно отдавать предпочтение розовому цвету.

К таким выводам пришли авторы исследования по итогам проведения 11 индивидуальных интервью с матерями девочек-дошкольниц и четырех интервью с матерями и их дочерьми 4–7 лет. Все девочки посещали разные государственные детские сады, но при этом, по свидетельству матерей, везде к девочкам предъявляли определенные требования к одежде, внешнему виду, поведению и предлагались специальные занятия и сюжетно-ролевые игры.

Как выяснилось, матери, принимавшие участие в интервью, поддерживают гендерные элементы воспитания ребенка в детском саду.

Так, мамы считают занятия музыкой и танцами обязательным элементом девичьего дошкольного образования. Матери предписывают дочкам «природную» предрасположенность к творческим видам деятельности, не принимая во внимание желания самого ребенка.

Специфика проявляется и в свободной игре дошкольников. Девочки, как оказалось, чаще всего играют в «дочки-матери», воспроизводя разные аспекты отношений между матерью и дочерью, реже – между супругами. Мальчики играют отдельно от своих ровесниц, и опрошенные мамы девочек воспринимают это как должное, полагая, что у мальчиков и девочек разные интересы.

А что касается сюжетно-ролевых игр, например, на темы будущих профессий, то девочки чаще всего примеряют на себя роли ветеринаров и воспитательниц. По мнению матерей, таким образом девочки пытаются реализовать свои природные потребности в заботе о слабом существе.

Что касается внешнего вида девочек, то предпочтение отдается розовому цвету, а на детских утренниках юные представительницы прекрасного пола неизменно выступают в нарядах принцесс, фей, снежинок, к чему мамы относятся как к естественному и закономерному явлению.

Любопытный факт: матери уверены, что нет никакой необходимости в разделении спален мальчиков и девочек, поскольку телесные половые признаки еще не имеют для детей в этом возрасте никакого значения. Таким образом, ученые пришли к выводу, что гендерные различия в этом возрасте закладываются родителями и воспитателями исключительно на уровне социальных ролей.

Авторы исследования считают, что пока еще преждевременно судить о степени распространения данного явления: для того чтобы сделать масштабные выводы, нужно провести большое количество опросов.

Но необходимо осознать сам факт гендеризации «скрытого учебного плана», который пронизывает все время пребывания ребенка в детском саду, заключают ученые. В дошкольном учреждении не только готовят девочку к обучению в школе, но и навязывают определенные стереотипы поведения в рамках традиционной модели женственности. В результате воспитатели при поддержке родителей лишают девочек возможности индивидуальной образовательной траектории и формирования своей личности.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться