Cоциология образования // Статья

При выборе школы родители опираются на собственный бэкграунд и ресурсы семьи

Кого везет социальный лифт?

При выборе школы родители опираются на собственный бэкграунд и ресурсы семьи
Фото: novosti33.ru

Для большинства родителей выбор школы – первый серьезный выбор образования для своих детей. В Интернете по этому поводу существуют многочисленные рекомендации, тема обсуждается на форумах и в сообществах, родители делятся опытом, обмениваются информацией и мнениями. Это говорит о важности проблемы, но мало приближает к ее решению в каждом отдельном случае.

Сталкиваясь с ситуацией выбора, человек оценивает выгоды, риски и издержки, и образование не является исключением. Французский социолог Р. Будон продемонстрировал, что принятие решений в образовании опирается не только на представления о сопряженных с ними тратах, ожидаемых выгодах и потенциальных рисках, но и на субъективные оценки значимости каждого из компонентов. Эти оценки зависят от ресурсов, которыми обладает семья.

По данным, полученным исследователями НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Д.А. Александровым, Л.Л. Шпаковской и другими, сильноресурсные семьи, в которых родители заняты в сфере интеллектуального труда, имеют высшее образование и доход не ниже среднего, при принятии решений чаще руководствуются мотивацией достижения и перспективой наращивания своих капиталов. При выборе школы такие родители занимают активную позицию: стараются получать информацию как в родительских сообществах, так и от специалистов – учителей и психологов, принимают в расчет рейтинги, престиж школы, академические и профессиональные успехи ее выпускников.

Однако в итоге наиболее значимыми для них становятся нематериальные характеристики школьной среды – психологический комфорт, поддержка мотивации к обучению со стороны педагогов, достойная социальная среда – как залог последующих достижений и самореализации ребенка.

Таким образом, родители хотят воспроизвести обстановку, которая бы транслировала соответствующие ценности и закладывала в детях нужные и полезные качества, как это происходит в их семьях, и готовы инвестировать в это свои силы и средства.

В свою очередь, слаборесурсные семьи приспосабливаются к предлагаемым обстоятельствам. Они редко изучают возможности системы образования (объясняя это, например, сложностями доступа к компьютеру) и формируют собственные представления, руководствуясь мнением родителей из своего непосредственного окружения (например, на детских площадках и в поликлиниках).

Наиболее приоритетными для них оказываются такие «физические» характеристики школы, как удобство ее расположения и материальная обеспеченность.

Что касается средовых факторов, то здесь наибольшая значимость придается проблемам, связанным с агрессивностью социальной среды (в том числе в виде более обеспеченных школьников, которые бы демонстрировали свое материальное превосходство), а также инструментам ее сдерживания (например, строгость и требовательность педагогов). В менее благополучных семьях более чутко реагируют на риск неудачи, связанной с получением образования, особенно когда успеваемость ребенка невысокая. Такие родители не исключают успех ребенка, но надеются на то, что он сам пробьет себе дорогу.

Оба типа семей в своем выборе руководствуются принципами рациональности, но рациональность здесь у каждого своя. Сильноресурсные родители обладают достаточными компетенциями, чтобы оценить ситуацию и принять в ней оптимальное решение, тогда как выбор слаборесурсных семей часто оказывается вынужденным, а информационные, экономические и другие ресурсные барьеры – труднопреодолимыми. Даже в ситуациях, когда такие родители могли бы помочь детям, принимая «правила игры» (например, взаимодействуя с учителями), они стараются не проявлять инициативы. И это сильно ограничивает возможности школы как социального лифта.



Новости





























































Поделиться