Мы уже писали о философе, педагоге, писателе Дмитрии Морозове, основателе поселков Китеж и Орион, в которых живут семьи с приемными детьми. В своей книге «Техника безопасности для родителей детей нового времени» он рассказывает о том, как воспитать сильную, самостоятельную, свободную личность, готовую ответить на вызовы XXI века. Публикуем фрагменты в надежде, что вам захочется прочитать ее полностью.
Родительская забота и как от нее защититься
Родители и учителя, соседи и товарищи по играм – все фактически заняты одним: «вбиванием» растущей личности в привычные рамки. Они стремятся отучить ее совершать ошибки и делать самостоятельные выводы, торопят с заучиванием набора всеми разделяемых истин и стереотипов. По тому, как к нему относятся окружающие, ребенок начинает судить о себе сам. И вот вместо обретения личного опыта – попытка подделаться под эталон. С кем себя отождествляешь, тем и становишься – вот лозунг этого периода.
Вся система обучения человеческого существа (начиная с каменного века) построена именно на принуждении к повиновению: удар дубиной, что в руке вождя, эдикты и уставы, законы, суды и так далее.
Наша цивилизация в разных формах заставляет человека подчиняться, чтобы выжить, став «своим в доску». И только этот глубоко запрятанный инстинкт неподчинения мешает в глобальном масштабе восторжествовать лени, безразличию, готовности превратиться в послушного барана. Шут нарушает суровую мрачность короля, еретики – монолитность религии, Колумб – уверенность в том, что за морем ничего нет.
Без внутреннего стремления нарушать границы не было бы ни науки, ни искусства, ни вообще какого-либо стремления к совершенству. Так неужели мы, педагоги, можем позволить себе проигнорировать это важнейшее качество развития, сокрытый в недрах человеческого существа механизм эволюции и, что не менее важно, неистощимый источник энергии? Тот факт, что эта энергия может быть направлена на разрушение и даже на саморазрушение, еще не означает необходимости отказа от ее использования. Только там, где усилия педагога идут по линии воздействия эволюции, можно рассчитывать на гармоничное развитие личности.
Неприятие границ и запретов рождает ученых, первооткрывателей, удачливых бизнесменов и нарушителей общественного порядка.
Вот тут-то и открывается возможность для творческого воздействия учителя, ибо качество «неподчинения» не имеет нравственной характеристики так же, как химическая реакция сама по себе не может быть ни доброй, ни злой. Ее не надо оценивать – ее нужно понять. Тогда инстинкт расширения границ личности найдет позитивный выход в установке на самореализацию.
Чем опасны запреты?
Родитель не может защитить ребенка от влияния окружающего мира, не рискуя затормозить его развитие, а это опаснее любых вредных привычек и представлений, которыми замусорен «большой мир». В одиночку не создать развивающей среды. Воспитывает окружающий мир, а мы можем лишь успевать с интерпретацией и объяснением... или не успевать.
Чтобы вырасти, птенцу приходится долбить скорлупу, ранее защищавшую его от внешнего мира. Так постепенно рождается конфликт «отцов и детей».
Понаблюдайте за детьми с двухлетнего возраста. Неподчинение проявляется в самых разнообразных границах: от готовности сказать «нет» в ответ на любое предложение родителей до ослиного упрямства, с которым ребенок пытается перелезть через перила кроватки и рухнуть на пол, потрогать огонь, перепрыгнуть лужу. Родители реагируют на эти попытки вполне традиционно – запретами, пытаясь оградить любимое чадо от риска, уберечь любимую вазочку или скатерть от неминуемой гибели.
Кто может реально определить, чего требует природа, какие из действий ребенка необходимы ему для получения новой информации о мире и развития в себе новых качеств?
По большому счету свидетельством нормальности ребенка может служить только сам факт изменений, то есть непрекращающееся развитие.
Я однажды записал все слова, обращенные к ребенку одной молодой мамой в течение часа. Замечу, что дело происходило дома, в комфортной и привычной для обоих обстановке. Так вот, на 90 процентов это были команды запрещающего порядка: «Не лезь, не ковыряй, не ори!»
Если бы ребенок каким-то чудом усвоил эти команды и принял к исполнению, то он бы превратился в аккуратный, чистенький кусок полена, уложенный где-нибудь в углу комнаты так, чтобы не мешать взрослым. Конечно, если быть достаточно настойчивым и суровым, то из ребенка можно выбить всякую инициативу, поселить страх перед любой попыткой преодолеть табу и запреты, которыми опутана жизнь каждого из нас. Но не надо тогда и ожидать от него неожиданных решений жизненных задач, творческого подхода, озарений и стремления к чему-либо.
Что же делать? Наиболее логичным представляется совет самому насытить жизнь ребенка интересными вызовами. И с уважением относиться к его борьбе за свои права.
Мое родительское кредо
Я решил, что помочь моим детям, как родным, так и приемным, вырасти «в свою меру» – самореализоваться, можно только через окружающий их мир, сверстников и друзей, их таланты и устремления. Я делаю все, чтобы мои дети были окружены честными и трудолюбивыми людьми, мужественными и духовными. Пусть окружающий мир научит их сопереживать и творить, напрягаться и бороться, а главное, самостоятельно строить программу собственной жизни.
Я буду сильным, требовательным и любящим. Но в своей заботе постараюсь не стереть индивидуальную программу развития ребенка, лишая его надежды на счастье собственного поиска пути.
Я готов к тому, что между мной и детьми будут возникать проблемы, но я не буду обижаться на них. Не бывает детей, которые всегда слушаются своих родителей, так как любое развивающееся существо проверяет границы дозволенного, нарушая установленный порядок.
Не бывает детей, которым нравится, когда им делают замечания. Не бывает взрослых, которым нравится, когда их не слушаются дети.
Я буду чутким и терпеливым. Мне придется учиться улавливать растущие потребности ребенка, удовлетворять его любопытство и даже ставить на его пути препятствия, чтобы не угасала страсть к поиску и преодолению.
И я буду доверять ему!