Цифровые практики — это единственное направление в Сетевой подростковой школе, которое осуществляется онлайн, не на месте, а из разных точек, корпусов и даже городов.
Процесс обучения устроен по принципу компетентностных задач — мы даем ребенку запрос: письменный или видеообращение. Например, обращение от человека из будущего на английском языке. Детям необходимо перевести запрос, расшифровать его, понять, в чем суть. Кроме того, выявить в каждом запросе недостоверные факты, неточности, неправильный анализ данных. Понять, где правда и где ложь и составить свой ответ на видеообращение.
Для поиска ответов на вопросы у детей есть интернет. Никто
не ограничивает - наконец на уроке можно смело пользоваться гаджетами и
не прятать их. Наши занятия в целом направлены на развитие таких
компетенций, как ориентация в пространстве, работа с разными источниками
информации, анализ данных, умение найти в большом потоке то, что на
самом деле является истиной. Также дети учатся аргументировать свою
позицию. На занятиях они не просто демонстрируют свой ответ на запрос —
всегда присутствуют обсуждения, экспертиза, обратная связь от
участников. Мы ставим учеников в разные роли, в том числе — экспертов,
чтобы они учились аргументированно соглашаться или не соглашаться с
тезисами других, оценивать чужие работы.
В этот раз занятия Сетевой подростковой школы проводятся в 6-7 классах. Конечно, в самом начале, в первые дни, ощущался дефицит умения работы с информацией, поиска в интернете фактов и аргументов. Именно поэтому мы особое внимание уделяем детализации и проработке каждого элемента.
То, что мы работаем в онлайне, одновременно упрощает и усложняет процесс.
С одной стороны — детям важен прямой, живой контакт с педагогом,
тьютором или куратором, с другой — подобный формат выводит детей из зоны
комфорта и раскрывает перед ними новые границы, показывает, что
работать можно иначе. Формируются сетевые проектные группы — дети могут
взаимодействовать в командах не только в классе, но и в дистанционном
режиме — что развивает навык сетевых коммуникаций.
В первые дни — как в первую сессию, так и сейчас — в самом начале дети не до конца понимают, что же от них требуют. Они привыкли к конкретным задачам, когда есть вопрос, и вводные данные, они не привыкли искать вопросы в тексте. Когда ребенок находится в подвешенном состоянии, важно грамотное кураторство на площадке, где педагог, который оффлайн, может «развернуть» к процессу и направить.
А ещё, как ни странно, дети не привыкли к онлайн-общению. Я говорю не о простом общении с друзьями в соцсетях, но о процессе обучения, это нечто совершенно новое для них. Они могут начать играть, баловаться, и важно, чтобы в этот момент поступил правильный запрос, тот, что заинтересует их и включит в работу.
Кроме того — важно, чтобы в конце дети увидели продукт, результат
трудов, тогда они с большей охотой включаются в процесс, начинают
воспринимать работу в онлайн-формате серьезнее.
В XXI веке умение работать со средой, цифрой, сетью — это критично.
Именно здесь ощущается дефицит знания детей обо всех возможностях
цифровых технологий.
Для педагогов цифровые практики также полезны — во-первых, это нечто
новое, во-вторых, относится к тому времени, в котором родились ученики.
Сегодня для детей Интернет — как стул или стол, что-то такое, что было всегда.
Мы должны идти в ногу со временем и учениками, где-то даже опережать их.
Я убеждена, что онлайн-образование займет хорошую нишу, практически в
равных позициях с оффлайн-образованием, и в этом смысле педагогам очень
важно овладеть этой компетенцией — выходить в онлайн за рамки школы,
здания, выстраивать отношения с другими городами и странами. Это
интересно! Это развитие, необходимое детям.
Записала Алина Зражаева