BIG DATA // Статья

«Сегодня для детей Интернет — как стул или стол, что-то такое, что было всегда»

Алена Рамонова, модератор виртуального включения Сетевой подростковой школы, которая проходит в 8 московских школах, рассказывает об особенностях площадки «Цифровые практики».
  • 13 декабря 2018

«Сегодня для детей Интернет — как стул или стол, что-то такое, что было всегда»

Цифровые практики — это единственное направление в Сетевой подростковой школе, которое осуществляется онлайн, не на месте, а из разных точек, корпусов и даже городов.

Процесс обучения устроен по принципу компетентностных задач — мы даем ребенку запрос: письменный или видеообращение. Например, обращение от человека из будущего на английском языке. Детям необходимо перевести запрос, расшифровать его, понять, в чем суть. Кроме того, выявить в каждом запросе недостоверные факты, неточности, неправильный анализ данных. Понять, где правда и где ложь и составить свой ответ на видеообращение.

Для поиска ответов на вопросы у детей есть интернет. Никто не ограничивает - наконец на уроке можно смело пользоваться гаджетами и не прятать их. Наши занятия в целом направлены на развитие таких компетенций, как ориентация в пространстве, работа с разными источниками информации, анализ данных, умение найти в большом потоке то, что на самом деле является истиной. Также дети учатся аргументировать свою позицию. На занятиях они не просто демонстрируют свой ответ на запрос — всегда присутствуют обсуждения, экспертиза, обратная связь от участников. Мы ставим учеников в разные роли, в том числе — экспертов, чтобы они учились аргументированно соглашаться или не соглашаться с тезисами других, оценивать чужие работы.

В этот раз занятия Сетевой подростковой школы проводятся в 6-7 классах. Конечно, в самом начале, в первые дни, ощущался дефицит умения работы с информацией, поиска в интернете фактов и аргументов. Именно поэтому мы особое внимание уделяем детализации и проработке каждого элемента.

То, что мы работаем в онлайне, одновременно упрощает и усложняет процесс.
С одной стороны — детям важен прямой, живой контакт с педагогом, тьютором или куратором, с другой — подобный формат выводит детей из зоны комфорта и раскрывает перед ними новые границы, показывает, что работать можно иначе. Формируются сетевые проектные группы — дети могут взаимодействовать в командах не только в классе, но и в дистанционном режиме — что развивает навык сетевых коммуникаций.

В первые дни — как в первую сессию, так и сейчас — в самом начале дети не до конца понимают, что же от них требуют. Они привыкли к конкретным задачам, когда есть вопрос, и вводные данные, они не привыкли искать вопросы в тексте. Когда ребенок находится в подвешенном состоянии, важно грамотное кураторство на площадке, где педагог, который оффлайн, может «развернуть» к процессу и направить.

А ещё, как ни странно, дети не привыкли к онлайн-общению. Я говорю не о простом общении с друзьями в соцсетях, но о процессе обучения, это нечто совершенно новое для них. Они могут начать играть, баловаться, и важно, чтобы в этот момент поступил правильный запрос, тот, что заинтересует их и включит в работу.

Кроме того — важно, чтобы в конце дети увидели продукт, результат трудов, тогда они с большей охотой включаются в процесс, начинают воспринимать работу в онлайн-формате серьезнее.
В XXI веке умение работать со средой, цифрой, сетью — это критично. Именно здесь ощущается дефицит знания детей обо всех возможностях цифровых технологий.
Для педагогов цифровые практики также полезны — во-первых, это нечто новое, во-вторых, относится к тому времени, в котором родились ученики.

Сегодня для детей Интернет — как стул или стол, что-то такое, что было всегда.

Мы должны идти в ногу со временем и учениками, где-то даже опережать их.
Я убеждена, что онлайн-образование займет хорошую нишу, практически в равных позициях с оффлайн-образованием, и в этом смысле педагогам очень важно овладеть этой компетенцией — выходить в онлайн за рамки школы, здания, выстраивать отношения с другими городами и странами. Это интересно! Это развитие, необходимое детям.

Записала Алина Зражаева


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube