Аналитика // Новость

Гаджеты и соцсети не помогают налаживанию диалога педагогов и семей школьников

Между родителями и учителями нарушена коммуникация, считают аналитики Высшей школы экономики (НИУ). По их мнению, барьеры носят психологический характер. Отчасти они могут объясняться негативными установками родителей по отношению к школе, недоверием к ней, вызванным в том числе и отрицательным образом школы в СМИ.
  • 13 декабря 2018

Гаджеты и соцсети не помогают налаживанию диалога педагогов и семей школьников
Фото: rethinkrethink.com

Эти «провалы коммуникации» выявили опросы семей сотрудниками ВШЭ Кристиной Любицкой и Мартой Шакаровой.

Тем не менее цифры опроса, как нам видится, звучат довольно позитивно. Судите сами: большинство респондентов-родителей говорят о доступности учителей для общения. 61% информантов считают, что педагоги прислушиваются к их словам. Примерно половина опрошенных полагают, что преподаватели учитывают особенности обучения их ребенка. Хотя все это больше справедливо, конечно, в отношении младших школьников. Ближе к старшим классам семья постепенно уходит из школы: меньше контактирует с учителями, мало участвует в ее мероприятиях.

И случай непонятный: в эпоху, когда с помощью звонка по телефону, СМС или сообщения по электронной почте наладить диалог с учителем не представляет большой сложности, хорошего общения школы и родителей почему-то не получается. Если раньше школа была экспертом по всем вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, то сегодня уже такого нет, напоминают аналитики ВШЭ.

Растет уровень образованности родителей, они знакомы с литературой по воспитанию. Благодаря Интернету у современных родителей есть возможность находить свою модель в вопросах воспитания и обучения своих детей. На основании этой полученной информации формируются их ожидания в отношении образовательной организации, и они все чаще отмечают, что школа не всегда учитывает особенности их детей. Это с одной стороны.

С другой стороны, и педагоги выстраивают свою линию защиты от слишком «умных» родителей. Особенно от тех, которые вызывают у них стресс: слишком вмешиваются в преподавание и злоупотребляют личным временем учителей.

Родителей, кстати, подгонять всех под одну гребенку здесь не стоит. Они очень разные. Профессор Санкт-Петербургского филиала ВШЭ (НИУ) Жанна Чернова и доцент того же вуза Лариса Шпаковская попробовали набросать портрет современной семьи. Более или менее четко, по их мнению,обозначили себя пять типов «ячеек общества». В первом родительская доля воспринимается «как репродукция» и соблюдена «патриархальность уклада». Папа в такой семье добытчик, мама занимается детьми. Второй тип – семьи, где «все как у людей». Третий тип – где родительство воспринимается как обязанность. А дети – как большая нагрузка. Родители «несут свой крест», одновременно страдая от «сужения своих карьерных возможностей». Четвертый тип, когда детей воспринимают как проект (дом построили, теперь пора детей рожать). Для пятого типадети – это «творчество», здесь взрослые готовы пуститься на эксперименты по части воспитания детей.

Нарекания со стороны учителей вызывают все группы родителей, но часть из них способна пробудить очень сильные учительские эмоции. Учителя определяют эти группы родителей так: те, у которых руки до школы не доходят, и те, которым во всем хочется дойти до самой сути.

А еще что поражает учителей, и особенно советской закалки, так это родительские ошибки в воспитании, которые раньше встречались гораздо реже. «Я бы попросил родителей понять своего ребенка. Перестаньте оценивать его с точки зрения взрослого. И тогда сразу какие-то вещи перестанут быть страшными…» – пишет один директор школы на форуме. И разбирает случаи, когда за дерущимися детьми уже маячат фигуры родителей. И пошла «рубка». Та формула, которая жила в обществе раньше: «Сегодня дети подрались – завтра помирились!» – очень часто теперь не берется во внимание. А любая драка, легкое оскорбление воспринимается как буллинг. «Не надо вторгаться в детское сообщество со своими лекалами, отсюда появляются проблемы», – напоминает директор школы.

Но вернемся к исследованию, с которого начали. Что мешает налаживанию диалога родителей и учителей?

Коммуникация со школой, по мнению родителей, осложняется наличием контрольно-пропускных пунктов в школах, считают авторы исследования.

Но и без КПП учреждения среднего образования больше любят формальную коммуникацию: с помощью сайтов, электронного журнала, собраний и пр. Обратная связь часто сведена к минимуму. Хоть и электронный журнал – важная инициатива: родителивидят в любой момент ситуацию с учебой своего ребенка, – интерактивная часть, по опросам родителей, используется очень мало.

Материальное положение в семье на частоту контактов со школой влияет мало, а вот уровень образования родителей -больше.

Матери и отцы, не имеющие вузовского диплома, в школе появляются реже других. Родители с высшим образованием общаются со школой раз-два в неделю. Причем родители мальчиков разговаривают с учителями чаще, чем родители девочек.

Показатели вовлеченности родителей в образовательный процесс, полученные в исследовании, оказались довольно низкими. Кстати, чаще всего под этим подразумевается безвозмездная помощь школе.Не любят посещать родители родительские собрания и различные мероприятия, организуемые школой. Не всегда удовлетворены они и тем, как школа организует и проводит родительские собрания, конференции, праздники, экскурсии и пр. Количественные данные подтверждают эту картину. Почти половина опрошенных (52%) не оказывали школе безвозмездную помощь.



Новости





























































Поделиться