Cоциология образования // Статья

Вклад в успех: как родительское участие влияет на образовательные результаты?

Три основных уровня вовлеченности родителей в образование детей.

Вклад в успех: как родительское участие влияет на образовательные результаты?
Фото: bash.news

Современная школа подразумевает, что родители должны помогать детям в овладении школьной программой, развитии полезных компетенций, вхождении в социальную жизнь. Причем помогать они могут по-разному. Исследователь Дж. Эпштейн из Университета Джонса Хопкинса еще в 1980-х годах определил шесть типов возможного родительского участия в школьной жизни ребенка. К ним относятся:

  • воспитание,
  • коммуникация,
  • домашняя работа,
  • волонтерство,
  • участие в принятии решений,
  • сотрудничество с местным сообществом.

Адаптировав эту модель к российским реалиям, исследователи из Института образования НИУ ВШЭ Михаил Гошин и Татьяна Мерцалова выделили три основных уровня вовлеченности родителей в образование детей.

  • Первый – базовый – уровень активности включает воспитание и коммуникацию. До 90% всех родителей обращают внимание на оценки, интересуются событиями школьной жизни, контактируют с учителями.
  • Второй – средний – уровень характеризуется участием родителей в выполнении домашних заданий, а также в «волонтерской» помощи в организации учебного процесса и проведении школьных мероприятий. Этим занимается около половины российских родителей.
  • Третьей – высший – уровень связан с участием родителей в принятии решений по вопросам жизнедеятельности школы и сотрудничестве с местным сообществом, и реализуется он немногими. Высший уровень активности во взаимодействии со школой родители демонстрируют редко: участие в управлении принимают 13,1% родителей, а с местным сообществом в интересах школы взаимодействует 3,4%. В такое социальное партнерство вовлечены преимущественно родители с наибольшим уровнем ресурсов – высоким уровнем образования и доходов, часто это собственники бизнеса, обладающие лидерскими и другими качествами, необходимыми для участия в процессе управления и развития образовательной организации.
Следует ли из этого, что активность родителей в образовании только поддерживает замкнутый круг неравенства, а школьники из семей с более высоким уровнем капиталов успешнее сверстников и претендуют на более высокий уровень образования?

Анализ показал, что это не так.

Вовлечение родителей в школьные процессы не только улучшает академические результаты детей, но и повышает уровень их образовательных притязаний.

Любой тип участия родителя в образовании почти в 2 раза повышает вероятность ориентации детей из малообеспеченных семей на поступление в вуз. При этом, чем выше уровень участия родителей, тем чаще дети демонстрируют успехи в школе (от 2,7% отличников в типе родительского участия «Воспитание» до 5,8% в типе «Сотрудничество с сообществом») и хотят получить высшее образование (до 93,3% среди детей из малообеспеченных семей, чьи родители сотрудничают с местным сообществом).

Особняком в цельной картине взаимосвязи активности родителей и успешности детей стоит категория отличников, чьи родители никак не участвуют в жизни школы и образовательном процессе. Их 6,1%, и это максимальная доля отличников среди всех исследованных категорий. Получается, что для существенной категории детей достижение высоких образовательных успехов не требует родительского участия в их школьной жизни. Но это не значит, что его нет вовсе. Явно оно может реализовываться за пределами школы (например, через неформальное и дополнительное образование), а латентно – быть связано с передачей культурного капитала и развитием в семейной среде тех способностей, которые и вознаграждаются системой образования.



Новости





























































Поделиться