Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов («Единая Россия») предложил региональным и муниципальным органам власти согласовывать образовательные программы в школах.
Мы попросили прокомментировать инициативу Илью Бронштейна.
С моей точки зрения, разговор о «принципиально различающихся образовательных программах соседних школ» является во многом популистским.
Да, существуют программы изучения родного языка.
Да, существует вариативность при выборе учебников или определении элективных и факультативных курсов.
Но базовые единицы содержания учебных дисциплин в разных школах не могут отличаться, так как государственная аттестация предъявляет единые требования к этим единицам.
Предоставление дополнительных прав регламентации содержания учебной деятельности многочисленной армии муниципальных чиновников приведет к усилению различий, так как каждый чиновник будет стремиться «внести свой весомый вклад».
Принципиально важным для унификации образовательных программ является не количество согласований, а единство требований к системе оценки качества образования и аттестации педагогов.
Если региональные образовательные системы смогут уйти от рейтингования школ на основе внутришкольных оценок и найти подобные московскому рейтингу и московской системе аттестации механизмы, проблема будет решена автоматически.
Школьные педагогические коллективы сами выберут те инструменты, которые помогут им наиболее эффективно реализовывать требования федерального стандарта.