Экономика // Колонка

Зарплата учителей: переход на повременную систему произойдет только при росте расходов на образование

Мы часто слышим призывы приравнять к средней по экономике региона зарплату учителя за одну ставку. Расходы на выполнение этой задачи просчитала руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, директор по стратегии и методологии ФИРО Татьяна Клячко.

Зарплата учителей: переход на повременную систему произойдет только при росте расходов на образование
Фото: lori.ru

К экономистам вообще относятся не очень хорошо: представители этой профессии говорят про деньги, занимаются скучными материями. И особенно их не любят в образовании.

Ну скажи кому-нибудь: «Мы занимаемся организационно-экономическим реформированием образовательной сферы». Поморщатся. Кому это интересно?

Нужны новые красивые школы – это всем понятно. Нужны квалифицированные, любящие детей и свою работу учителя (о профессионализме почему-то не вспоминают), которые не будут испытывать желания дать своему учащемуся по рукам линейкой или портфелем по… все же видели, по чему может ударить учитель, а он не должен этого делать…

Дальше идет длинная речь о хороших учителях, прекрасных учащихся и замечательной школе. А от экономиста – что требуется? Требуется обосновать увеличение бюджетных расходов на образование и больших зарплат учителей, а тогда все само по себе станет в этом школьном мире лучше некуда.

И тут приходит этот зануда-экономист со своим калькулятором, простите великодушно – с новым цифровым чем-то, и уныло произносит: «Не станет, потому что все экономические агенты действуют в условиях ресурсных ограничений! Таков закон экономики». «Но мы же в образовании при чем здесь эта самая экономика?» – говорит директор школы, учитель и даже родитель. Словом, «дайте денег и не мешайте работать!».

Сколько раз на своем веку экономист слышал эти духоподъемные разговоры. Потом выступал депутат, предлагал по-иному рассчитывать учительскую зарплату, его провожали аплодисментами – и ничего не менялось. Потом президент России издал указ о повышении учительских зарплат до средней по экономике соответствующего региона. Все заулыбались и стали жить надеждой.

Прошло шесть лет, и… 2/3 учителей не почувствовали улучшения своего материального положения, они недовольны заработной платой, она то ли не выросла, то ли упала, но жить точно легче не стало.

1/3 молчит – у них зарплата подросла, у некоторых сильно: ведь речь шла о средней зарплате, поэтому если у кого-то она упала или не выросла, то у кого-то поднялась.

А тут и новая инициатива: «Давайте, как в европейских странах, перейдем к окладной системе оплаты труда педагога: работает в неделю 36–40 часов,18–20 аудиторных, 18–20 часов идут на проверку тетрадей, занятия с отстающими, подготовку к урокам, на самообразование, наконец. Все обязанности четко прописаны, зарплата тоже приличная».

Решили проблему?

И тут опять появляется экономист с неулыбчивым выражением лица и говорит, что все это замечательно, но ничего не получится.

«Как так? – спросите вы. – У них получается, а у нас не получится? Но это же передовой международный опыт! Надо перенимать все лучшее!».

«Да, конечно, надо, – согласится экономист. – Вот только опыт этот к нам не применим».

У нас пресловутая учительская ставка в неделю тоже 18 часов аудиторных, а еще 18 часов должны идти на проверку тетрадей, занятия с отстающими – посмотрите выше, и вы увидите все то, что надо делать учителю в указанное время.

И все обязанности учителя известны. Словом, окладная система на 36 часов у нас вполне реализуется, только все выходит по-другому. Можно сделать 40 часов, конечно, подняв работу на 1 ставку с 18 часов до 20 часов, то есть на 11%, как подняли НДС (странно было читать, что подняли на 2%, вот было 18%, а стало на 2% больше, ох, плохо у нас теперь с математикой!). Но тогда одновременно надо запрещать учителю работать больше чем на 1 ставку – ведь он должен самообразовываться, он должен – страшно сказать – отдыхать, чтобы профессионально не выгорать и приходить в класс в хорошем настроении.

Сейчас у нас, по опросам, на одну ставку работают 37,5% учителей, на полторы – 46,2%, а еще 13,8% – на две.

Правда, 2,5% работают на полставки, но, видимо, больше они работать не могут. Да и погоды эти 2,5% не делают.

А теперь посчитаем, сколько потребуется учителей, если все педагоги будут работать на одну ставку. Сейчас на 1,5 ставки работает, как уже говорилось, 46,2%, то есть 496,2 тыс. учителей (в 2016 году – последние официальные данные – в школе работало 1074,1 тыс. учителей). Чтобы эти учителя работали на одну ставку, дополнительно потребуется (при 18 часах ставки) еще примерно 82,7 тыс. педагогов. На две ставки работают 13,8%, следовательно, дополнительно надо будет найти 148,2 тыс. учителей. Таким образом, в школу при переходе на окладную систему дополнительно должно прийти не менее 230,9 тыс. учителей.

А теперь посчитаем, сколько потребуется дополнительных бюджетных средств на оплату их труда.

Если исходить из средней по России заработной платы учителей в 37 697 рублей за девять месяцев 2018 г., получаем около 136 млрд рублей в год.

Это не запредельная сумма, хотя она больше всего объема средств, которые будут выделяться в год на реализацию национального проекта «Образование». И, конечно же, с учетом воспитателей детских садов, преподавателей и мастеров системы СПО, которым также необходимо будет повысить зарплату, она существенно возрастет.

Кроме того, речь опять идет о средней по России зарплате, поэтому, если делать по уму и подтягивать до уже достигнутого в регионах более высокого уровня, чтобы не отбирать деньги у тех, кто получает выше средней зарплаты, то расходы еще вырастут. Но в региональных бюджетах средств и так не хватает (исключения можно пересчитать по пальцам одной руки), соответственно, они сделают все, чтобы не допустить этого увеличения расходов и дальше не залезать в долги. Да и федеральная власть не будет поощрять указанный путь, поскольку прекрасно понимает, что повышенная нагрузка ляжет и на нее (трансфертов в региональные бюджеты потребуется больше), а ей деньги на нацпроекты надо накопить (найти).

В мире, говоря экономическим языком, существует только две системы оплаты труда: повременная и сдельная.

В Европе она повременная (мы называем ее окладной), а в России – фактически сдельная, стимулирующая учителей работать больше, если они хотят получать большую заплату, и переход на повременную систему может произойти только в случае резкого роста расходов на образование и прихода в школу значительного числа новых учителей.

При этом, как в Европе, надо суметь сделать так, чтобы в учителя шли лучшие выпускники школ (в Германии студент, который учится на учителя начальных классов и плохо сдает хотя бы один предмет, отчисляется из университета), создать мощную систему повышения их квалификации, повысить престиж учителя в обществе.

«А без этого, – тихо скажет вам нелюбимый в системе образования экономист, – ничего не выйдет, красивые слова без ресурсов – это только красивые слова».



Новости





























































Поделиться