Городское образование // Колонка

Компетенции будущего: фантазии и реальность

Продолжая тему дополнительного образования, поговорим об актуальности того спектра дополнительных услуг, которые сейчас предлагает школа.

Компетенции будущего: фантазии и реальность
Фото: kadr32.ru

Открывая сайт любой школы в интернете, мы можем увидеть следующий список предложений.

Реальность

  • Математические задачи повышенной сложности
  • Юные инспектора дорожного движения
  • Лего-конструирование
  • Информатика
  • ОФП
  • Танцевальный спорт
  • Волейбол
  • Проектная деятельность
  • Зоология
  • Математика
  • География
  • Проектная и исследовательская деятельность
  • Физика
  • Русский язык
  • История
  • Практическая психология
  • Английский язык
  • Обществознание
  • Туризм
  • Музееведение
  • Краеведение
  • Гитара
  • Танец
  • Художественное чтение
  • Литературная деятельность
  • Скрипка
  • Флейта
  • Фортепиано
  • Академическое пение

Это неполный список, который мне больше напоминает расписание уроков в общей школе или в школе искусств. То есть дети, отсидев шесть-семь уроков, идут на ту же математику, физику, русский язык или танцевать, петь, играть в «театр».

Все направления дополнительного образования, безусловно, очень полезны, если бы не одно «но».

На мой взгляд, это скорее программа основного образования, чем дополнительного. Где те «допы», которые должны подготовить ребенка к тому, что его ждет в будущем?

Далее, чтобы не задеть ничьи чувства, буду писать все под заголовком «Фантазии».

Фантазии

Приснилось мне, что дополнительное образование стало полезным и теперь действительно готовит детей к жизни, развивает нужные компетенции и дает полезные умения.

Что же это за направления, на которые мне самому хотелось бы пойти заниматься в школе?

Студия «Теория и практика оптимальных передвижений»

Что могло бы входить в программу студии? Сейчас основным ценностным ресурсом стало время, которого всегда не хватает. Как его экономить?

Задумывались ли вы когда-нибудь об оптимизации повседневных действий? Как вы используете свое тело? Можете ли вы действовать одновременно двумя руками? Логично ли вы передвигаетесь по квартире во время утренних сборов? Сколько раз заходите в комнату и на кухню перед тем, как выйти из дома? Выстраивая свой маршрут до школы, задумываетесь ли вы, как его можно сократить, какой ненужный угол можно срезать?

Сколько времени вы могли бы сэкономить на всем вышеперечисленном?

Такая студия могла бы научить детей оптимально планировать свою деятельность, действовать системно и последовательно и мыслить широко.

Кстати, любимая школами студия «Шахматы» может стать разделом программы в студии «Оптимальных передвижений», так как, по сути, основная цель в шахматах – как раз выстроить оптимальный маршрут с учетом всех потерь и приобретений.

Студия визуализации деятельности

Во взрослой жизни первое, с чем мы сталкиваемся, когда хотим предложить кому-то свою идею или свой жизненный опыт, – необходимость предоставить это все в каком-либо визуализированном виде.

В студии «Студия визуализации деятельности» дети могли бы на практике учиться пользоваться простейшими таблицами, диаграммами, блок-схемами, презентациями, программами по тайм-менеджменту, ментальными картами, создавать дорожные карты своей деятельности, знакомиться с системами управления проектами, такими как SCRUM, и прочее.

Можно сказать, что программами неплохо учат пользоваться и на информатике, но суть не в программах, а в способах и целях их применения.

Цель студии – не в том, чтобы освоить какую-либо программу, а в том, чтобы научиться ее оптимально использовать, знать, где эффективно можно применить одну программу, а где – другую.

Студия композиции

У студии композиции может быть довольно широкий профиль, композиции могут быть художественные, дизайнерские, музыкальные, сценические. Студию могут вести несколько преподавателей.

Суть – научиться видеть сочетаемое и несочетаемое, знакомиться с понятиями гармоничности, диссонанса, уместности и неуместности.

При не должно стоять задачи научить кого-то профессионально писать музыку, рисовать или сочетать материалы. Цель – сформировать навык видения гармонии и диссонанса на практике.

В результате ребенок, руководствуясь «прожитыми» на студии принципами, будет иметь чувство меры и излишка, понимать уместность высказывания своих мыслей в той или иной ситуации и многое другое.

Студия-клуб «Докажи!»

Основная цель этой студии – развить коммуникативные навыки. На занятиях дети могли бы учиться аргументированно доказывать свое мнение. Причем происходить это может на любой основе – с помощью книги, фильма, решения уравнения, философского суждения, фокуса, опыта.

Прелесть студий такого формата – в широком спектре возможностей и, соответственно, в широкой заинтересованной аудитории.

Клуб шифровальщиков

Студия, на которой дети могли бы работать с различными шифрами. Причем не только с шифрами (в прямом понимании) в виде ребусов и загадок.

Под шифрами понимается все, начиная со слов собеседника; посланий, зашифрованных в одежде и цветах; посланий, зашифрованных в эмоциях любого человека, случайного прохожего.

Ну и, конечно, работа с шифрами в прямом смысле слова – различные языки как шифры и так далее и тому подобное.

И что дальше?

Конечно, это все фантазии, и можно придумать еще пару десятков подобных студий и клубов непонятного назначения. Проблема в том, что детям после школы все равно придется потратить время на приобретение вышеперечисленных навыков. А все потому, что предыдущие одиннадцать лет, в которые следовало заниматься этим, потрачены на погоню за «пятеркой» в аттестате.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться