Предложение по повышению в России пенсионного возраста высветило ряд социально-экономических вопросов, в том числе и вопрос соотношения на рынке труда молодых и более пожилых работников. В СМИ появилось множество материалов об огромной безработице молодежи в возрасте 15–24 лет. Ссылаются авторы на данные Росстата.
Смотрим: в июне 2018 года численность безработных в России, оцененная по методологии Международной организации труда (далее – МОТ), составила 3,5 млн человек, при этом доля молодежи 15–24 лет в общей численности безработных была 22,8%. Именно эта цифра всюду и приводится.
Но давайте посчитаем: 22,8% от 3,5 млн человек означает, что безработными были 798 тыс. человек старше 15 лет и моложе 25 лет. Всего в России в настоящее время молодых людей этого возраста насчитывается 14,2 млн. Соответственно, безработица среди молодежи указанного возраста равнялась 5,6%. Много это или мало? И все ли так просто с этими данными?
Безработная молодежь – это кто?
Надо понимать, что безработными по методологии МОТ считаются люди, которые не имели работы, активно занимались ее поисками и были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. И, что очень важно: Росстат подчеркивает, что обучающиеся учитываются в качестве безработных, если они в период опроса не имели работы, ее искали и были готовы начать работать.
К «молодежи 15–24 лет» МОТ относит учащихся школ, техникумов и училищ, высших учебных заведений.
- Школьники
В июне, например, старшие школьники вполне могут искать работу (подработку) на время каникул и готовы поработать несколько месяцев. А вот готовы ли работодатели их брать на работу, даже если есть нужда в рабочей силе, далеко не очевидно. Если работа не совсем проста, то работника надо доучивать, а это требует, как правило, от 1 до 3 месяцев даже при наличии профессионального образования, которого у 15–17-летних подростков обычно нет (особенно если это школьники).
- Учащиеся СПО в 15–17 лет
- Юноши 17–18 лет
- Молодежь в возрасте 18–19 лет
- Студенты вузов
Учащиеся системы среднего профессионального образования в 15–17 лет также не имеют необходимой квалификации. Брать их на работу, с точки зрения работодателя, бессмысленно.
Обучение в техникумах, колледжах, училищах практико-ориентированное, что требует присутствия на занятиях, так что в сентябре подростки работать полный день уже не смогут (если вообще будут готовы трудиться).
Соответственно, очники СПО могут подрабатывать лишь летом, а осенью - претендовать в общем случае только на неполную занятость и на простые виды работ.
Студентов СПО берут на работу курьером, грузчиком, уборщицей, сотрудником колл-центра и т. п. На те же места претендуют и люди наиболее старших возрастов. Работодатель обычно делает выбор в пользу зрелого и опытного работника.
Если же молодые люди в организации СПО учатся заочно (при этом их возраст старше 20 лет), то работу они обычно находят, при этом работа у них уже будет более квалифицированной.
В 17–18 лет организации СПО заканчивают юноши и девушки, которые обучались по программам подготовки рабочих и служащих.
Юноши 18 лет обычно даже не выходят на рынок труда, так как ждут призыва в армию.
В этом случае они в число безработных не попадают. А если эти ребята и ищут работу (то есть могут считаться безработными по методологии МОТ), то только на несколько месяцев. Работодатели в них не заинтересованы, ждут, когда молодые люди вернутся из армии.
Юноши старше 18–19 лет, которые не призваны в армию, учатся либо на специалистов среднего звена, либо в вузе. Если же они не учатся и не служат в армии (например, по здоровью), то они или ранее получили рабочую профессию, или вообще не имеют профессионального образования (только школьное).
Девушки могут искать работу в 18–19 лет, но снова проблема не в том, что «их рабочее место» занято работниками старшего возраста. Проблема в том, что их квалификации зачастую не хватает на то, чтобы работодатель хотел взять их на работу.
Если на предприятии или в компании используется сложное дорогостоящее оборудование, то допускать к нему молодежь до 20–22 лет работодатель, как правило, не готов: ему нужны работники социально ответственные, обладающие и дисциплиной, и культурой труда.
Молодежь до 20–22 лет без серьезного профессионального образования берут на простые рутинные работы, и молодые работники часто увольняются, так как их не устраивает зарплата или условия труда.
Получается, что на какой-то период люди в возрасте 18–19 лет попадают в число безработных (по методологии МОТ).
Правда, стоит отметить, что в последние годы зарплатные притязания молодежи снизились, хотя размер этого снижения сильно зависит от региона: в дотационных регионах с узким рынком труда снижение было большим, в регионах-донорах или середняках – меньшим.
Еще один сегмент молодежи – это студенты вузов, возраст которых составляет 17–24 года. На первом-втором курсах студенты работают редко, а вот на третьем многие из них начинают активно искать работу, даже при очном обучении. Берут их на работу не очень охотно, но берут. В магистратуре и аспирантуре работают подавляющее число магистрантов и аспирантов.
После окончания вуза примерно 50% выпускников, как показывает мониторинг трудоустройства молодежи Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, продолжают работать там, где они начали трудиться еще во время учебы.
В течение трех месяцев после окончания высших учебных заведений трудоустраиваются более 60–70% выпускников, в течение года – почти 100%.
Не выходит на рынок труда молодежь по разным причинам: по болезни, беременности и рождению детей, по другим семейным обстоятельствам. Но эта категория молодежи не рассматривается как безработные.
Вывод
С учетом всего сказанного можно утверждать, что в настоящее время «слухи о молодежной безработице в России» сильно преувеличены. Да, есть регионы, где это является серьезной проблемой (например, северокавказские республики), но в них высока безработица и в наиболее старших возрастах. По данным того же Росстата, средний возраст российского безработного – 35,5 лет.
А вот приведет ли повышение пенсионного возраста к росту молодежной безработицы или к иным изменениям в молодежной среде – это другой вопрос, который нуждается в самостоятельном и серьезном обсуждении.