Школа «Вести образования»: Яндекс.Учебник // Статья

Не только научить, но и привить любовь к чтению

По привычке мы нередко проверяем в первую очередь скорость чтения учеников в начальной школе, в то время как нормативы этого уже не требуют, а сосредоточиться лучше на другом. На чем именно, рассказывает специалист по психологическому сопровождению обучения сервиса Яндекс.Учебник Ксения Вотякова.
  • 30 ноября 2018

Не только научить, но и привить любовь к чтению
Фото: bambi-astana.kz

Извлекаем смысл, а не соревнуемся на скорость

Сегодня мы перерабатываем значительно больше письменной информации, чем 30 или 50 лет назад. Самый важный навык, который вы можете развить у детей уже в начальной школе – выделять смысл и посыл текста, рассматривать его как высказывание, которое нужно расшифровать, оценить его достоверность. Или же, наоборот, сформулировать высказывание, чтобы донести свою мысль другому человеку.

Не так важно, как быстро ученик младших классов прочитал текст, важно, насколько правильно он понял прочитанное.

Ребенок должен научиться понимать главную идею прочитанного, развитие сюжета или логику рассуждений, а также формулировать для себя отношение автора, цель сообщения. Именно такие задачи ставятся во ФГОС для начальной школы – обратите внимание, что он не требует оценивать скорость чтения вслух.

Главная задача, которая стоит перед педагогом – привить любовь к чтению. Человек, которому нравится читать, рано или поздно научится читать быстро.

Мотивируем примером и даем интересные детям тексты

Чтение вместе со взрослым и увлекательные тексты – два универсальных рецепта, которые помогают справиться с недостатком мотивации.

Рассказывайте детям о книгах, которые недавно прочитали, читайте сами на перемене, просите родителей больше читать так, чтобы дети это видели. Поощряйте в классе обсуждение рассказов и персонажей, сделайте уголок для обмена книгами, спрашивайте мнение детей о прочитанном, даже если это комиксы или книги не слишком почитаемых вами авторов. Вам нужно только, чтобы они отработали навык читать легко и формулировать идею прочитанного.

Ребенок должен понимать, зачем ему нужно читать. Угроза «чтобы не схватить двойку» мотивирует слабо. Используйте любую жизненную ситуацию, где необходимо прочитать текст, чтобы достичь цели. Распечатайте пост из блога в интернете или статью и устройте небольшое обсуждение. Принесите на урок игру, к которой надо прочитать инструкцию, или придумать маленький квест, задания к которому дети должны прочесть сами.

Увлекательные тексты можно использовать не только на уроках чтения, но и для упражнений по русскому. С помощью Яндекс.Учебника, онлайн-сервиса с заданиями по математике и русскому языку для начальной школы, можно сразу выдавать такие задания, где предлагается искать существительные в абзаце из книги Хокинга «Джордж и тайны Вселенной» или делить на предложения отрывки из рассказов В. Осеевой, С. Козлова или А.-К. Вестли.

Обращаемся за помощью к специалистам

За нежеланием читать, которое может представляться проявлением упрямства или лени, могут скрываться сложности, с которыми ребенок сам не справится.

Правильная стратегия учителя – выявить, в чем состоит проблема, и оказать помощь.

Если вы часто отмечаете у одного и того же ученика один из следующих симптомов, попробуйте скорректировать ситуацию. Эффективнее работать в команде, где слаженно действуют родители, педагог, нейропсихолог и/или логопед.

  1. Ученику сложно работать с длинными текстами. К концу текста он утомляется, читает медленнее и допускает больше ошибок, не может ответить на вопросы об описанных деталях. В такой ситуации лучше давать короткие тексты – тренироваться на небольших отрывках с законченной сюжетной линией.
  2. Ребенок пропускает слова, или будто «угадывает» их, ему сложно понять общий смысл, или пересказать события, о которых он прочитал. Это симптом нарушения внимания и произвольной деятельности. В таких ситуациях отчасти поможет водить по строчкам пальцем, чтобы ребенок сам себе помогал концентрироваться на тексте. Приучите ребенка спрашивать себя – «а о чем я сейчас прочитал?». Можно предложить выделить главную мысль отдельных абзацев, частей текста.
  3. Если ребенку сложно не только читать самому, но и удерживать текст в памяти, когда ему читает кто-то другой, это нередко происходит из-за нарушений слухового восприятия и слухоречевой памяти.
  4. При отставании зрительно-пространственных функций ребенок пытается читать слова задом наперед, менять местами слоги и буквы.
  5. На скорость и качество чтения сильно влияют зрительное восприятие и память. Когда они слабее среднего, ребенок путает сходные по зрительному образу буквы. Процесс их расшифровки замедлен, образ буквы и слова запоминается после большего количества повторений.


Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться