Городское образование // Статья

Если звезды изучают, значит это школьникам нужно

Более года российские школьники изучают астрономию. Для исследования звездного неба в столичных школах установили мобильные планетарии, телескопы и другое оборудование, а «космический» урок стал одним из любимых. Публикуем обзор уроков астрономии в московских школах, предоставленный порталом «Школьные новости».
  • 29 ноября 2018

Если звезды изучают, значит это школьникам нужно

В школе № 1354 «Вектор» астрономия вызывает интерес как у детей младших и старших классов.

У первых занятия проходят в школьном планетарии, который представляет собой палаточное сооружение – внутри в темноте мультимедийное устройство проецирует на купол звездное небо, показывает планеты и небесные тела в движении.

Для старших классов на уроке проходят занятия с телескопом, с компьютерными программами, моделирующими космическое пространство.

«Ни один учебник по астрономии не может передать всю красоту Вселенной, к примеру, показать какие оттенки бывают у звезд. На помощь приходят видеоуроки Московской электронной школы. В МЭШ есть видеофильм «Как ориентироваться в звездном небе», после просмотра каждый школьник влюбляется в астрономию», – поделилась преподаватель астрономии школы № 1354 Марина Лазарева.

А вот в планетарии школы № 2120 уроки космологии проходят для учеников всех классов. Помимо мобильного планетария в школе есть телескоп и научное оборудование, которое позволяет проводить до 80 астрономических опытов и наблюдений. «Благодаря таким опытам формат урока можно постоянно менять и поддерживать интерес к предмету. Из полезных инструментов для подачи материала можно выделить компьютерные программы – наблюдать за звездным небом можно в любое время суток с экрана монитора», – рассказала преподаватель астрономии школы № 2120 Елена Носова.

Разработки МЭШ применяются на уроках астрономии в школе № 1392 им. Д.В. Рябинкина. Специальные интерактивные доски позволяют использовать весь технологический потенциал ресурса. «С помощью платформы МЭШ дети моделируют астрономические процессы, разбираются с тем, как планеты вращаются вокруг Солнца», – отметил учитель физики школы № 1392 Алексей Калякин.

В школе № 1368 кроме новых технологий для исследования космоса используют и старые изобретения. Старшеклассников увлекает работа с подвижной картой звездного неба, которая состоит из бумажных частей. «Ребята могут установить любое приложение для изучения астрономии на смартфон, но их привлекает старая версия карты звездного неба, возможность ее потрогать, повращать», – отметила методист, учитель физики школы № 1368 Любовь Кушнир. В школе установили телескопы, появились макеты солнечной системы, которые собираются и разбираются на уроках астрономии. Помимо этого, школа участвует в городском проекте «Мобильный планетарий», когда передвижной наблюдательной пункт за звездами устанавливается на время в школе и любой желающий может изучать небо. Учитель физики Любовь Кушнир считает, что вернуть астрономию в школы было правильным решением: «Астрономия – это наука, которая синтезирует знания школьника по всем предметам, показывает их взаимосвязь. Даже в ЕГЭ по физике появился вопрос по астрономии, что не может не говорить о том, что значение этого предмета растет».

Изучение астрономии предполагает по большей части практические занятия. Так, в школе № 1391 уроки зимой проходят на улице, дети наблюдают за созвездиями через телескоп. Такие занятия практиковались и раньше: до появления уроков астрономии в школе № 1391 был кружок по изучению звездного неба, в рамках которого ребята посещали занятия в ведущих вузах, участвовали в научных конференциях и занимали призовые места со своими астрономическими проектами. «В нашей школе много детей, увлеченных астрономией. Мы учитываем интересы каждого, помогаем с разработкой идей для проектов, будь то посадка на астероид, автоматическая ферма в космосе или выращивание растений в лаборатории на космическом корабле», – поделилась учитель астрономии школы № 1391 Людмила Салобуто. Уроки астрономии не проходят без звездных карт, таблиц, научных фильмов, телескопа и поездок в Планетарий. Ежегодно ребята этой школы участвуют в космических акциях. Недавно на международном конкурсе «Знамя мира в космосе» поэма о космосе, написанная ученицей школы оказалась лучшей. По условиям конкурса поэтическое произведение записали на аудионоситель и отправили космонавтам на орбиту как поздравление с Днем космонавтики.

«При изучении науки о звездах важна проектная деятельность», – считает директор онлайн-школы InternetUrok.ru Ольга Хасякова. Она раскрывает творческий потенциал ребенка, дает ему возможность взглянуть на темы из учебника под другим углом. В школе InternetUrok.ru, где программа изучается дистанционно, дети готовят презентации, рефераты и доклады на астрономические темы – увлекаются наукой через самостоятельное познание вещей».

И ученые, и педагоги отмечают, что преподавание астрономии требует разнообразных подходов: как современных, так и традиционных. Главное, чтобы уроки имели творческий формат. Астрономия развивает воображение и повышает интерес к сферам, где нужно мыслить нестандартно. Человек, представляющий, как устроена Вселенная и как работают законы физики, сможет совершить открытия в науке, применить себя в инженерном деле, внести вклад в развитие космических технологий. Изучать науку о звездах детям помогают современные технологии и онлайн-ресурсы. Образовательный проект Laba.Media проводит просветительскую акцию «Открытая лабораторная» для всех желающих, в формате видео и тестов объясняет устройство мира с точки зрения естественных наук и развенчивает мифы, которых, как оказалось, очень много. Оказывается, каждый десятый участник акции «Открытая лабораторная» верит в «Лунный заговор» и считает, что высадки на Луне не было. Солнцестояние и равноденствие путают 50%, ровно, как и каждый второй считает, что Полярная звезда – самая яркая на небе (правильный ответ – Сириус). 40% участников уверены, что смена дня и ночи вызвана вращением Земли вокруг Солнца.

«На нашу акцию приходят продвинутые школьники, многие из которых – завсегдатаи научно-популярных лекториев, однако часто им не хватает базовых знаний по астрономии, поэтому возвращение предмета в школьную программу очень кстати. Жаль, что, как правило, этот предмет ставят в программу выпускных классов, когда все мысли детей уже про ЕГЭ и им не до далеких галактик и белых карликов», – считает руководитель проекта Laba.Media Евгений Насыров.


Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться