Воспитание // Интервью

Анатолий Чубайс: Военно-патриотическое воспитание в моей школе преподавалось лживо от первого до последнего слова

Известный политик и председатель правления компании «Роснано» Анатолий Чубайс стал гостем программы Николая Солодникова #ЕЩЕНЕПОЗНЕР. «ВО» публикуют фрагмент беседы.
  • 28 ноября 2018

Анатолий Чубайс: Военно-патриотическое воспитание в моей школе преподавалось лживо от первого до последнего слова
Фото: forbes.ru

Н. Солодников: Есть цитата ваша известная о вашем отношении к школе, в которой вы начинали учиться и которую заканчивали в Ленинграде, о том, что ваши воспоминания о школе носят довольно-таки отрицательный характер, мягко выражаясь. Но при этом вы очень хорошо вспоминаете о некоторых учителях. И когда вам задают вопрос, что вам больше всего не нравилось в школе, вы говорите: «Военно-патриотическое воспитание. С каким-то таким особым умением там это все преподавалось». А как это там преподавалось тогда?

А. Чубайс: Лживо… от первого и до последнего слова. Было абсолютное, стопроцентное вранье, в которое не верил ни один из тех, кто это преподавал. Начиная с каких-то идиотских воротничков матросских, которые нужно было носить, и кончая распеванием песни «Солнышко светит ясное, здравствуй, страна прекрасная!». Это все было настолько омерзительно, просто какой-то рвотный физиологический эффект вызывало у нашей команды – у ребят, с которыми я дружил (кстати, и дружу до сих пор).

Н. Солодников: Вы встречаетесь с одноклассниками?

А. Чубайс: Да, встречаемся. Вот на днях как раз они ко мне приезжали. Вот это вранье просто вызывало ненависть – это правда.

Н. Солодников: А как вы бунтовали в школе против этого (если бунтовали)?

А. Чубайс: Не то чтобы сильно уж бунтовали… Но как-то раз мы действительно пытались разобрать ее на части: оторвали ступеньку от лестницы (такие бетонные там были ступеньки), потом пытались поджечь – поджечь не получилось, от монумента какого-то дурацкого перед школой оторвали тоже какую-то часть. В общем, хулиганили, как и положено подросткам.

Н. Солодников: Вы понимаете сегодняшних школьников, которые довольно-таки часто, если почитать медиа, посмотреть новости, считают то нравственное, патриотическое воспитание, которое сегодня во многих школах России, особенно в глубинке, им преподается как настоящее воспитание, против этого бунтуют? Вы их понимаете?

А. Чубайс: Ну конечно! Это же вот такая дидактическая дедовщина с позиции высокомерия старшего, которое все знает и все видело, заставить ребенка думать так, как думают старшие – это же просто непонимание того, что ребенок – тоже человек и он это все пропускает через какое-то свое сито. И сейчас точно так же. В этом смысле прямолинейные вещи не действуют. Правильно говорят: если вы хотите воспитать поколение атеистов, введите закон Божий в школе в обязательном порядке – получите ровно этот результат.

Н. Солодников: Я учился в школе в конце 80-х – начале 90-х (в 90-е годы, до середины 90-х), и это было удивительное время – теперь я о нем так вспоминаю. Не было никаких единых учебников, учителя могли спокойно совершенно с нами в какое-то свободное время или даже в части урока пообщаться на какие-то общественно-политические темы в том числе. Я сейчас понимаю, что они были разные совершенно: один учитель голосовал за коммунистов, другой за демократов и так далее. А что вы думаете о том современном образовательном процессе, о той линии, которую проводит современное Министерство образования и просвещения?

А. Чубайс: Вы знаете, мы, конечно, совсем из разных поколений с вами, потому что у нас было абсолютное единообразие. И я до сих пор помню, как я отыскал учебник новейшей истории… я уж не помню… какого-то 69-го года издания и предшествующего времени для того же класса какого-то там 64-го года издания и с изумлением обнаружил просто вырезанные большие куски, поскольку 65-й – по понятным причинам – это еще развенчание культа личности, а 69-й год – это уже не развенчание культа личности.

Сопоставление просто сразу же показывало – ну, вранье все, абсолютное вранье. Что вы нам скажете изучать и что вы назовете правдой?

Н. Солодников: Сегодня вот это желание ввести единый учебник истории…

А. Чубайс: Я хорошо знаю эту историю и много ею занимался. Мне кажется, что в замысле это был идиотизм. Поскольку я внимательно, детально по определенным причинам следил за этим процессом, то должен признать, что итоговая конструкция, в общем, получилась не страшная. Там же, если я правильно понимаю, в итоге получился, к счастью, не единый учебник истории, а единый стандарт для учебников истории.

Дальше они не пошли, хватило ума остановиться. И в стандарте чего-то уж такого совсем чудовищного нет. Поэтому мне кажется, что движение было замахом довести до абсурда, как у нас часто бывает со стороны государства, но все-таки где-то остановились.

Н. Солодников: А почему вы внимательно следили за этой историей?

А. Чубайс: Меня по определенным причинам интересовала проблема образования, проблема истории. Мы один большой проект делали в этой сфере, и мне было не все равно, что будет с идеей единого учебника истории.

Дальше они не пошли, хватило ума остановиться. И в стандарте чего-то уж такого совсем чудовищного нет. Поэтому мне кажется, что движение было замахом довести до абсурда, как у нас часто бывает со стороны государства, но все-таки где-то остановились.

Посмотреть эфир полностью можно здесь


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube