Качество образования // Тема дня

От буллинга до мониторинга: ФИРО в новом формате

21 ноября в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему: «Федеральный институт развития образования РАНХиГС: перезагрузка и результаты исследований».

От буллинга до мониторинга: ФИРО в новом формате
Фото: лдпр-мытищи.рф

26 февраля распоряжением правительства России Федеральный институт развития образования был присоединен к Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России (РАНХиГС).

Исследования ФИРО

Директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов представил руководителей подразделений (центров) института и рассказал о задачах и направлениях их деятельности.

Главная задача ФИРО – проводить исследования по всем уровням образования (от дошкольного до профессионального), включая повышение квалификации педагогических работников.

Все исследования института основаны на практической апробации, которая осуществляется на экспериментальных площадках – их более 200 по стране.

Специалисты ФИРО решают актуальные задачи.

  • Центром национальных проблем образования подготовлен проект концепции преподавания родных языков.
  • Сотрудники центра принимали участие в подготовке указа президента «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ».
  • В Центре социализации и персонализации образования детей разработали уникальную программу для детей дошкольного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра.

Буллинг

Очень важно и то, что ученые института не прошли мимо горячей темы детского буллинга, составив методические комплексы для учителей, школьных психологов, родителей.

В то же время Максим Дулинов обратил внимание на то, что у этой проблемы появилась вторая сторона – учительский буллинг, когда в роли «буллера» выступает сам педагог.

Ученым предстоит понять, каковы причины учительского буллинга и каких компетенций не хватает педагогам во избежание такого поведения в отношении детей.

Образование и трудоустройство

Центр статистики и мониторинга образования принимает активное участие в международных программах по статистике в сфере образования. Руководитель Центра Марк Агранович объяснил: это участие необходимо для того, чтобы увидеть российскую систему образования в международном контексте, сравнить нашу ситуацию с ситуацией в странах ОЭСР.

«Поэтому мы проводим сравнение по огромному количеству показателей, но для нас важен не рейтинг – мы и так одна из самых образованных стран в мире, – сказал Марк Агранович. – Другое дело – проанализировать, как уровень образования сказывается на трудоустройстве, на заработке, на безработице, на экономическом росте.

Мы разработали специальный индикатор, который оценивает шансы на занятость.

Почти во всех развитых странах, чем выше уровень образования, тем успешнее трудоустройство и выше зарплата. Исключение составляют бедные страны».

Проект по молодым профессионалам

Директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС Татьяна Клячко рассказала о том, что в сферу деятельности ФИРО входит большинство направлений нацпроекта «Образование», в том числе «Современная школа» и «Учитель будущего».

В центре внимания будет и проект по молодым профессионалам, связанный с системой СПО, которая становится все более привлекательной: в среднем около 40% выпускников 9-х классов выбирают для себя эту траекторию. Однако цифры в зависимости от регионов колеблются от 20 до 70%.

Согласно опросам, 89% родителей желают, чтобы их дети получили высшее образование.

Реальность же состоит в том, что среди поступающих в вузы только 10% выпускников колледжей и техникумов, остальные продолжают образование заочно или на вечерних отделениях, но большинство работают по специальности. Дальше идет переучивание в системе непрерывного образования.

Другие образовательные проблемы

Одна из проблем, как считает Татьяна Львовна, заключается в том, что многие вопросы развития системы образования включены в другие нацпроекты – «Демография», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», и теперь перед ФИРО стоит задача согласовать работы по всем указанным направлениям.

Научный руководитель ФИРО РАНХиГС Ефим Коган напомнил, что в Послании президента Федеральному собранию есть две стратегические линии – об увеличении продолжительности жизни и росте производительности труда, которые не включены в нацпроект «Образование», но в то же время содержат значительную образовательную составляющую.

«В этом смысле ФИРО призвано в значительной степени конвертировать стратегию власти в задачи отрасли и для этого выстраивать соответствующие способы решения», – подчеркнул он.

Например, в дошкольном образовании – это, по его мнению, ранняя диагностика различных отклонений в развитии; в школе – формирование таких ключевых компетенций, которые позволят выпускникам адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям; в системе СПО важно ориентировать подготовку специалистов на запросы работодателей. Аналогичная задача стоит и перед вузами.

Иными словами, необходимо изучать запросы индивида, семей, государства, общества, бизнеса и в соответствии с ними выстраивать эффективную систему образования.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться