Идеи нового времени
Российская образовательная политика сегодня определяет направления модернизации образования в соответствии с потребностями инновационной экономики. Растут требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстро меняющемся мире.
Основой ведущей образовательной парадигмы становятся идеи мобильности, индивидуализации и цифровизации.
Они требуют создания новых условий, программ подготовки специалистов, активных методик и технологий обучения, ориентированных на ведущие тенденции развития.
Образовательные тренды
Самые актуальные сегодня направления обновления всех уровней образования:
- цифровая экономика и диджитализация,
- обучение с использованием гаджетов,
- «перевернутое» обучение,
- порционное и модульное обучение,
- геймификация с использованием игровых
и соревновательных моментов, подкрепленных визуализацией,
- использование онлайн-инструментов,
- игры для создания обучающих курсов,
- новые оценочные процедуры достижений ребенка с использованием «цифрового следа».
Трансформируются и профессиональные позиции современных педагогов.
Сегодня важны специалисты, способные создавать эффективные педагогические условия реализации индивидуальных образовательных программ школьников в электронно-цифровой среде и в сетевом формате.
В условиях активного развития кадрового потенциала особо востребованными становятся принципиально новые программы подготовки педагогов по различным программам, в том числе магистерским.
Цифровой проект
Один из интересных в этом направлении проектов реализуется при поддержке Департамента образования Москвы в рамках государственной программы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») на базе РГУ им. Косыгина.
Университет имеет многолетний опыт сотрудничества со столичными школами. С 2017 года вуз является федеральной инновационной площадкой.
В рамках сотрудничества на базе вуза разрабатываются инновационные модели образовательных программ магистратуры по направлениям «Сетевой педагог» и «Цифровая среда в образовании».
Авторским коллективом проведены сравнительные международные исследования аналоговых программ обучения. Изучен опыт работы 150 российских образовательных организаций и более 50 зарубежных вузов.
На основании результатов исследований разработаны:
- компетентностные модели новых направлений подготовки магистров,
- образовательные программы,
- модели гибких модульных учебных планов,
- системы аттестации, кадрового обеспечения,
- электронная среда,
- комплект оригинальных учебных программ,
- курсы магистерских программ.
Авторы проекта провели экспертно-аналитические работы по обзору международных данных и практик университетов многих стран. Исследовались направления, схожие с проблематикой магистерской подготовки сетевых педагогов и педагогов цифровой образовательной среды. Это позволило отобрать инновационные и наиболее продуктивные подходы к формированию прорывных компетенций педагогов.
Для того чтобы обеспечить интенсивную подготовку магистрантов по новым направлениям в условиях дальнейшей интеграции столичных школ и вузов, в вузе разрабатываются эффективные механизмы внедрения элементов передовой международной и российской практики.
Одним из прогнозируемых результатов проекта должно стать дальнейшее повышение качества и престижа столичного образования.
Владимир Зотов