Качество образования // Колонка

«Предлагаю обмениваться лучшими практиками в этой области»

Тема домашних заданий – из самых острых и непростых в отношении современной школы.

«Предлагаю обмениваться лучшими практиками в этой области»
Фото: welt.de

Действительно, школьники очень перегружены домашними заданиями, и, если выполнять абсолютно все что требуется, то учебный день обычного школьника получается намного дольше, чем обычный трудовой день взрослого человека, регламентированный Трудовым кодексом, то есть точно превышает восемь часов.

Иногда он достигает 14, 16 часов,что ведет к серьезной перегрузке и может влиять не только на здоровье, но и на возможность наполнять важным смыслом жизнь каждого человека – хобби, друзья, общение с близкими.

На это просто не остается времени.

И дальше две ситуации: либо ученик перегружается и становится отличником, либо он начинает, развивая свою информационную и коммуникационную компетентность, эффективно коммуницировать с одноклассниками и списывать у них, умеет договориться с учителями или начинает искать готовые ответы в интернете. Как правило, по репродуктивным заданиям по тем примерам, которые даны в учебнике, в интернете легко найти ответ.

Поэтому получается такая игра в кошки-мышки – кто кого поймает, и это, конечно, не украшает учебный процесс.

Мне кажется, тут можно сделать три вещи.

Первая – возможность дать отличникам, тем, кто закончил предыдущую четверть на отлично, возможность не выполнять домашних заданий вовсе. Это могло бы стать дополнительным стимулом активной работы на уроке. То есть для них домашние задания выдаются, но не являются обязательными, за их невыполнение отметка не будет выставлена.

Второе – дать возможность ребенку выбирать: вот пять примеров, решите два из пяти, которые вам ближе и интересней. Вот три типа заданий – выберите любое и выполните.

И третье – делать задания не репродуктивными, а творческими, связанными с какими-то важными интересными внешкольными возможностями. И мне кажется, что такой подход вполне может иметь свои позитивные дополнительные эффекты, связанные с уменьшением нагрузки и повышением мотивации у учеников.

В нашей школе в августе на педсовете мы как раз решили поработать в этом направлении и дали слово друг другу уменьшить объем домашних заданий, где это возможно, и сделать их максимально вариативными.

Каждый на своем месте будет пытаться это сделать, и в конце года мы подведем итог, кому что удалось, что сработало, а что нет.

Отдельно мне хотелось бы сказать про новые образовательные технологии, которые меняют отношение к домашним заданиям. Это так называемый перевернутый урок. Дело в том, что в этой технологии предполагается изучение и освоение материала в виде коротких видеофрагментов, записанных учителем заранее, ярких, точных, буквально несколькоминутных, и на уроке отрабатывается только практическое использование этого или же какие-то вопросы, которые возникли у ученика при изучении этих видеофрагментов.

То есть работа на уроке и домашнее задание меняются местами. Ученик осваивает материал в своем темпе.

Мне кажется, если рассматривать домашние задания в виде такого формата, то они имеют право на существование и в будущем могут быть сохранены. А так, конечно, ситуация очень сложная, и она безусловно требует изменений.

По поводу родителей – это несколько ироничное замечание: lifelong learning – так называемое обучение через всю жизнь – единственный способ вернуть к школьной программе бабушек и дедушек, мам и пап. То есть желание помочь ребенку позволяет им погрузиться в школьную среду и не забывать тренировать свой мозг и свои способности.

А если отвечать серьезно, то частое погружение родителей в домашнее задание является негативным фактором и сигналом о том, что домашнее задание, видимо, слишком сложное.

Есть еще такое явление – так называемая «мама-вертолет», это термин, который используют на Западе по отношению к родителям – выходцам из России, которые нависают над ребенком и пытаются делать все за него, не позволяя ему ни ошибиться, ни сделать какое-то неловкое движение – обязательно должно быть все комфортно, идеально, и в этой среде ребенок растет очень сложно, развиваться у него шансов нет или они очень сильно ограничены.

Поэтому тема комплексная и, конечно, требует самого серьезного обсуждения. Простого решения этой сложной проблемы я не вижу, и вряд ли оно может быть. Поэтому спасибо за возможность ее обсудить, и предлагаю обмениваться лучшими практиками в этой области.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться

Видео