Качество образования // Статья

«Попытка нечестно сдать экзамен негативно повлияет и на будущее ребенка, и на рейтинговые баллы школы»

Экспертная оценка рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников 2019 года.

«Попытка нечестно сдать экзамен негативно повлияет и на будущее ребенка, и на рейтинговые баллы школы»
Фото: adukar.by

Итак, опубликованы критерии рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников 2019 года. Среди уже привычных критериев появился и целый ряд новых, есть о чем задуматься.

Но, прежде всего, нужно зафиксировать, что рейтинг развивается и это хорошо, потому что он, прежде всего – обозначение значимых для города ориентиров образовательной политики и служит для школ отличным инструментом развития и измерителем результативности и эффективности работы. При этом сам рейтинг уже давно стал многогранным, он учитывает самые разнообразные достижения школьников.

И новые, и привычные критерии рейтинга – про следующий шаг системы столичного образования, которое можно обозначить фразой «лидерство без отстающих».

Мы уже сегодня видим (на основании результатов независимых, в том числе, международных, исследований качества образования, например, исследования PISA), что разрыв между результатами самых успешно справляющихся с диагностиками ребят, и тех, кто оказывается в нижней части списка, стремительно сокращается. Число школ города, которые в состоянии воспитать победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников выросло в разы и так далее. То есть очевидно, что система московского образования по праву является сегодня одним из признанных мировых лидеров.

Отличительная черта любого лидера – умение не останавливаться на достигнутом, ставить новые амбициозные задачи и работать на будущее, обеспечивая непрерывное интенсивное развитие. Рейтинг 2019 нацелен именно на это.

Он является одним из ключевых механизмов развития системы. Рейтинг – не про условия и процессы, он только про результаты, причем результаты ребят, успехи которых учитываются, а вот неудачи – нет, ведь они – неотъемлемая часть взросления и случаются у каждого.

Но крайне важно, что город дает позитивный сигнал школам, и тем самым фактически создает условия заинтересованности педагогов в успехе каждого, снимая напряжение и страх в связи с тем, что у кого-то из ребят что-то может не получиться.

Неизменным остается одно – попытка нечестно сдать экзамен обязательно негативно повлияет и на будущее ребенка, и на рейтинговые баллы школы. Продолжаем учиться быть всегда честными и не пытаться обманом занять чужое место ни в вузе, ни вообще в жизни.

Из ключевого: вводится новый критерий – удовлетворенность семей образовательными организациями, в которых обучаются дети.

Речь об этом шла давно, потому что доверие семьи к школе – важнейшее условие объединение усилий всех взрослых для того, чтобы каждый ребенок получил качественное образование, стал бы полезным и нужным, что, конечно, среди прочего, делает любого человека более счастливым.

Но ведь всем показателям рейтинга принадлежит такие характеристики, как нефальсифицируемость и объективность измерения. И авторы-разработчики рейтинга предлагают измерять этот показатель… «ногами»!

Действительно, что является самым объективным выражением доверия семьи к школе? – Доверить своих детей конкретному педагогическому коллективу! Причем не единожды, а постоянно: если школа действительно развивается, качество образования в ней, как и в других школах города, растет, у детей с каждым годом появляется все больше возможностей, то очевидно, что нет никакого смысла искать для своего ребенка другую школу.

А это значит, что если семья доверяет школе продолжить обучение своего бывшего дошкольника в первом классе, бывшего ученика начальных классов в 5 классе, а семья бывшего пятиклассника видит хорошие перспективы дальнейшего обучения и в 7 классе, то это также теперь будет учитываться в рейтинге.

Причем если переход из дошкольных групп в первый класс своей школы учитывался и в прошлые года, то количество детей, перешедших из 4 в 5 класс, и количество учеников 5 класса, продолжающих обучаться в 7 классе своей же школы, будут учитываться впервые.

Следующий важный акцент рейтинга – увеличение баллов за успехи детей-инвалидов.

Так, в случае достижения ими высоких образовательных результатов наравне с другими ребятами, к их результатам, для вычисления баллов рейтинга, в зависимости от группы инвалидности, будет применен повышающий коэффициент 3 или 5 (в прошлые годы применялся коэффициент 2 и 3 соответственно).

Такая высокая оценка результатов ребят с инвалидностью – дополнительный стимул для школ (наряду с повышенным финансированием) очень серьезно и внимательно вкладываться в обеспечение качества образования каждого ребенка, особенно, когда ему труднее, чем многим другим даются образовательные результаты.

Ни для кого не секрет, что во все последние годы в столице активно развиваются направления предпрофессиональной и профессиональной подготовки школьников и студентов колледжей (напомню, что колледжи участвуют в рейтинге наравне со школами).

Созданы условия для того, чтобы у ребят появилась возможность параллельно с учебой осваивать некоторые профессии.

Условия созданы, надо ставить себе уже и конкретные задачи по результатам. Именно поэтому наряду с баллами рейтинга за результаты на соревнованиях профессионального мастерства WorldSkills, JuniorSkills, Абилимпикс и др., среди новых критериев рейтинга – количество получивших свидетельство о профессии в текущем учебном году.

Причем баллы начисляются и школе, где учится ребенок, и колледжу, который подготовил этого ребенка к этому экзамену.

Таким образом, город продолжает выстраивать такую территориальную модель, при которой с каждым годом интеграция между всеми участниками образования ребенка (как системными, так и находящихся за ее пределами, например, музеями, театрами, парками, библиотеками) продолжает усиливаться. То есть фактически ребенок и его интересы становятся центром, смыслом такой интеграции.

Некоторые уточнения и корректировки в новой редакции рейтинга внесены и в другие разделы, которые сохраняют свою значимость и нацеленность на учет самых разнообразных достижений ребенка – и предметных, и метапредметных, и личностных. Ведь в рейтинге учитываются:

  • качественное массовое образование;
  • развитие талантов максимального количества обучающихся;
  • результативность работы дошкольных групп;
  • профилактика правонарушений;
  • работа с учениками, имеющими особые образовательные потребности;
  • результативность использования социокультурных ресурсов города в обучении;
  • развитие профессиональных умений и профессионального мастерства;
  • развитие массового любительского спорта;
  • удовлетворенность семей образовательными организациями.

Комментарии И.В. Шаповалова, проректора МГПУ, кандидата технических наук.

Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников стал мощных фактором, позволившим значительно прирастить качество московского образования.

Возможность каждому горожанину увидеть реальный результат деятельности школ позволил осознанно выбрать образовательную организацию для построения эффективной индивидуальной образовательной траектории.

Важно, что в 2019 г. введена дополнительная группа показателей «удовлетворенность семей образовательными организациями», позволяющая оценить степень доверия москвичей к той или иной школе.

В качестве предложений, хотелось бы порекомендовать организаторам обдумать возможность расчета для отдельных показателей рейтинга не абсолютных значений, а их прироста.

Это будет стимулировать прирост качества не только в топовых школах, но и школах, в которых есть ресурс развития.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться