Качество образования // Статья

Не только знать, но и уметь применять на практике

10 октября в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки состоялась пресс-конференция, посвященная Национальным исследованиям качества образования (НИКО).

Не только знать, но и уметь применять на практике
Путешественник, альпинист, директор Центра дополнительного образования Матвей Шпаро. Фото: school.msk.ru

Эта аббревиатура вошла в нашу жизнь с 2014 года, когда было организовано первое исследование качества математического образования в 5-м, 6-м и 7-м классах.

После этого НИКО проводились ежегодно, охватывая разные классы и учебные дисциплины. Например, в прошлом году в исследовании по основам безопасности и жизнедеятельности приняли участие ученики 6-х, 8-х и 9-х классов, по химии и биологии – учащиеся 10-х классов, в апреле нынешнего года проверили знания школьников по литературе и мировой художественной культуре.

А в ближайшее время планируется диагностика уровня географической грамотности учащихся основной и средней школы: 16 октября НИКО по географии пройдет для учащихся 7-х классов, 18 октября – для 10-х классов. Это всего более 50 тыс. школьников из 647 образовательных организаций из 80 регионов.

Репрезентативность выборки обеспечивается за счет участия в диагностике школ разного уровня, в том числе гимназий и лицеев, причем расположенных не только в городах, но и в сельской местности.

География интересна и востребована

Путешественник, альпинист, директор Центра дополнительного образования Матвей Шпаро подчеркнул, что география – это тот предмет, который интересен детям и востребован ими. Об этом свидетельствует тот факт, что ОГЭ по географии выбирают более 400 тыс. выпускников 9-х классов. То есть эта учебная дисциплина занимает второе место по популярности после обществознания.

«Наша страна семимильными шагами движется в сторону практического применения знаний, и в этом смысле НИКО по географии очень полезны», – убежден Матвей Шпаро.

Действительно, как следовало из выступления директора Федерального института оценки качества образования Сергея Станченко, задания этого всероссийского исследования (впрочем, как и других проверочных работ), нацелены на применение знаний в обычных жизненных ситуациях, на способность анализировать и обосновывать свои ответы.

Например, в диагностических работах по географии для учащихся 7-х классов акцент сделан на умение работать с географической картой, таблицами, графиками, иллюстрациями и текстами – иными словами, с информацией, представленной в разных формах.

Аналогичные компетенции должны проявить и десятиклассники – понятно, что для них разработаны задания более высокого уровня сложности, которые проверяют комплексные знания по экономической географии.

Старшеклассники должны иметь представление о естественном приросте и миграции населения, об административно-территориальном устройстве стран, о природных ресурсах.

И не просто заштриховать на контурной карте тот или иной регион, а обосновать, почему именно здесь развивается, например, нефтеперерабатывающая промышленность.

В то же время старший преподаватель кафедры экономической и социальной географии МПГУ Георгий Нижарадзе отметил, что последние исследования показывают определенную тенденцию к снижению качества подготовки среди старшеклассников.

Кроме того, ученый констатировал, что учителям катастрофически не хватает времени на подготовку к таким работам.

Однако, как считает заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, результаты НИКО дают реалистичную картину качества образования. Причина заключается в том, что оценки за выполнение заданий данного исследования не влияют на аттестацию педагогов.

Хорошо известны проблемы с объективностью оценки всероссийских проверочных работ. В своих выступлениях руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов неоднократно подчеркивал, «что у нас вся инспекция сегодня направлена на те школы, где необъективные результаты, и мы наказываем директоров и учителей, если они завышают оценки».

НИКО придет в техникумы и колледжи

Нововведение этого года – НИКО для СПО, в котором примут участие более 50 тыс. учащихся первых курсов из 545 техникумов и колледжей 64 регионов России.

Рособрнадзор проверит качество подготовки по русскому языку, математике, истории, иностранному языку.

«Нас очень беспокоит уровень знаний учащихся СПО по общеобразовательным дисциплинам. Мы должны посмотреть, нет ли регресса», – сказал Анзор Музаев.

Задания для студентов колледжей и техникумов направлены на проверку знаний понятийного аппарата, формул, законов и их применения; на решение задач практического характера; способность использовать приемы анализа/синтеза и другие важные навыки.

В перспективе планируются НИКО для учащихся 2-х и 3-х курсов колледжей и техникумов. Результаты исследований станут предметом обсуждения с экспертным сообществом.

Как отметил в своем выступлении Анзор Музаев, одно время в центре внимания общественности были результаты ЕГЭ, по которым поощряли или наказывали губернаторов.

Благодаря введению НИКО и Всероссийских проверочных работ происходит формирование единой системы оценки качества образования, которая дает объективное представление о знаниях школьников.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube