Экономика // Комментарий эксперта

Либо надо находить деньги, либо прекращать требовать и бесконечно проверять

Главная опасность недофинансирования системы образования такая же, как и для всей экономики. Она перестает развиваться и начинает существовать.

– В чем, как вы думаете, главная опасность недофинансирования системы образования?

– Главная опасность недофинансирования системы образования такая же, как и для всей экономики. Она перестает развиваться и начинает существовать. Средства идут не на развитие, а исключительно на поддержание минимальных гарантий: выплату заработной платы (в 90-е еще и на это не хватало, и были задолженности) и ремонт того, что может развалиться. Об индексации зарплат в этой ситуации тоже говорить трудно. Точнее, ее можно сделать, но цена будет большой: увеличение нагрузки, сокращения, оптимизация. Конечно, есть еще и целевые средства разных программ и проектов, но это - точечные деньги, под конкретные задачи. Их доля невелика, и на фоне депрессии их эффект будет снижаться.

Согласны ли вы с Олегом Смолиным, что дополнительные средства следует направлять не в Резервный фонд, а непосредственно в сферу образования?

– Наша система норм и законов такова, что финансирование образования многоканальное и многоуровневое. Невозможно из федерального бюджета финансировать все, для этого есть разные учредители: региональные и муниципальные. И при передаче денег из федерального бюджета до образовательных организаций доходит намного меньше, чем изначально определено, «теряясь» по дороге. Поэтому просто перенаправление потоков из Резервного фонда в сферу образования проблему не решает. У регионов огромные бюджетные прорехи, кредитные задолженности. Это не секрет, об этом и говорят, и это видно из официальной статистики. Видимо, необходимо вести речь о системных изменениях бюджетных потоков во взаимосвязи с налоговыми требованиями. Возможно, некоторые регионы пройдут через процедуру банкротства. Может, имеет смысл рассматривать возможность прощения кредитов. Вот в таком сочетании предложение Смолина об увеличении расходов на образование, по-моему, имеет некоторые основания. Простое перераспределение, боюсь, ситуацию не спасет.

– Есть ли связь между увеличением объема финансирования образовательной сферы и повышением качества образования?

– Не существует однозначной связи между объемом финансирования образовательной сферы и повышением качества образования. Здесь необходимо учитывать сразу комплекс факторов. Вот если при недофинансировании еще и увеличивать нагрузку на учителя, бюрократическое давление на школы, техникумы, вузы, если ставить перед системой задачи развития и достижения показателей конкурентов, и при этом резко усиливать контроль, это куда более опасно, чем просто недофинансирование. В сочетании друг с другом все эти факторы несут в себе непросто риски снижения качества образования, а социальной напряженности. Уже сегодня проявления этой напряженности хорошо видны. Можно сколько угодно говорить о служении, рассказывать людям, что за деньгами нужно было идти не в образование, а в бизнес, но это вызывает только еще более сильное раздражение и сопротивление. Либо надо находить деньги, либо прекращать так жестко требовать и бесконечно проверять, повышая тем самым собственные показатели раскрываемости, фиксации нарушений и привлечения к ответственности.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube