Качество образования // Статья

Готовность меняться – одна из самых важных компетенций XXI века

В октябре НИУ ВШЭ провел ежегодную международную конференцию исследователей высшего образования РАИВО. Это мероприятие – уникальная возможность для обмена опытом профессорско-преподавательского состава и экспертов в области образования.

Готовность меняться – одна из самых важных компетенций XXI века
Фото: ioe.hse.ru

Главным предметом обсуждения стало развитие университетов и их влияние на различные сферы, в том числе на школьное образование. Так, в рамках конференции состоялся научный семинар «Из школы во взрослую жизнь с новыми компетенциями».

В центре дискуссии оказался вопрос о тех навыках и качествах, что закладываются в предуниверситетские годы и необходимы специалистам будущего.

Андрей Подольский, выступая с установочным докладом, привел результаты одного из крупных проектов в городе Видное. Участвовали две экспериментальных школы: одна – гимназия с лучшими учениками города, а другая – в 400 метрах от нее – с детьми, которые в гимназию не прошли и потому учились в обычных общеобразовательных классах. После различных измерений достижений, естественно, почти все показатели первой школы оказались выше. Кроме одного: было выявлено глубокое психоэмоциональное неблагополучие у многих ее учеников.

–Вы же прекрасно понимаете, что мы можем обеспечить очень высокий уровень когнитивной культуры с опорой на новые стандарты, но при неблагоприятном психоэмоциональном фоне все это вылетит в трубу!

– Есть такая категория – «критичность мышления», и все мы ею увлечены. Здорово быть критичным, да? Ну а теперь представьте себе, что вы работаете в условиях, скажем, одной из наших северокавказских республик или одной из наших бывших среднеазиатских республик. Как там насчет критичности, особенно в отношении к старшим? Долго вы просуществуете с этой позицией? Нельзя закрывать глаза и на то, как велика наша страна и насколько сильно отличаются друг от друга те, кто живет на ее территории.

Необходимо постоянное обновление, а на первое место, по мнению Подольского, стоит поставить профессиональное развитие учителей. И самое главное – важно не забывать, что принцип «учись учиться» не работает, если педагоги не позволяют ученикам ошибаться. Нельзя забывать, что метод проб и ошибок – один из самых эффективных.

На семинаре также выступил представитель благотворительного фонда Сбербанка России «Вклад в будущее». На примере устройства работы различных подразделений банка и скорости развития сотрудников он показал, как важно уделять особое внимание слабым единицам. Для того чтобы сфера образования поднялась на новый уровень, даже маленькие сельские школы в отдаленных уголках России должны развиваться.

Александр Кондаков из «Мобильного электронного образования» отметил, как изменились роли ученика и учителя в наше время: если прежде учащийся был как «сосуд, который учитель наполнял», то теперь это сосуд, который надо настроить, а «наполнять он себя будет сам». Так же и учитель: он не тот, кто «создает знания и учит», но кто «курирует контент», ведет мониторинг работы учащегося, знает его и помогает выстроить траекторию учебного процесса. Иными словами – тьютор.

Спикеры семинара как будущие работодатели сегодняшних школьников высказали различные точки зрения, но все сошлись во мнении, что одна из самых важных компетенций XXI века – готовность меняться.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться