Минобрнауки выделит до конца года свыше 2 млрд рублей на достижение значений зарплат педагогических и научных работников вузов, установленных в «майских указах» президента России. Об этом в среду заявила глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева на семинаре-совещании «Настоящее и будущее финансовой политики Минобрнауки России» в Российском университете дружбы народов.
«Убеждена, что педагогические работники и научные сотрудники не должны стать заложниками недостаточно эффективного управления учреждениями. Поэтому вузам будет предусмотрено дополнительно 2,1 млрд рублей в декабре 2017, также будет доведен полный объем средств до научных организаций. Этого вполне достаточно для достижения заданных значений по зарплате по оценкам министерства», – сказала министр.
«При этом мы проработаем причины недостижения показателей по заработной плате с руководителями каждого вуза и научной организации, если такие факты будут выявлены», – добавила Васильева.
Зарплата ректора и преподавателя не должна отличаться в 10 раз
Глава Минобрнауки заявила о недопустимости зарплаты ректора в 700 тыс. рублей при средних доходах преподавателей в 35 тыс. рублей.
«Я понимаю, что зарплата ректора, принимая во внимание степень его ответственности и загруженности, должна быть выше зарплаты педагогов, и, как вы знаете, мы это учитываем при ее определении. Но должны же быть какие-то нравственные ориентиры, у вас реально люди получают скоромные деньги, а вы приносите справки о высокой средней заработной плате в вузе и просите начислить вам 700 тыс. руб., когда люди у вас по 35-45 получают. Это как?», – спросила Васильева.
Она подчеркнула, что «майские указы» президента предписывают повышение заработной платы педагогических работников – реальное повышение доходов преподавателей. «Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, финансовый сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей, фактически не повышают зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20 у меня 120, а средняя у нас 70. Не буду эти схемы рассказывать, чтоб ни у кого не вызывать неправильного интереса», – отметила Васильева.
Она также попросила ректоров вузов не подходить к этому вопросу формально. «Если вы нам принесли справку, что у вас в вузе все хорошо, это не значит, что мы не общаемся с коллективом, не смотрим и не проверяем. Давайте жить и работать честно!», – подчеркнула министр.
Автономия и ответственность вузов
Минобрнауки намерено расширить автономию подведомственных вузов, заявила Васильева.
«Мы будем способствовать расширению автономии и ответственности учреждений Минобрнауки. Подавляющее большинство вузов и научных организаций Минобрнауки – уже финансово независимые и эффективные структуры, не испытывающие фундаментальных проблем при реализации возложенных на них задач. Под расширением вашей автономии мы понимаем движение вузов и научных организаций к саморегулированию, создание профессиональных сообществ, которые совместно с Минобрнауки, как партнеры, [будут] решать методологические и финансовые проблемы отрасли», – отметила Васильева.
Она пояснила, что мониторинговые и контрольные функции министерства сохранятся. «Прошу департамент финансов совместно с заинтересованными учреждениями проработать вопросы возможности создания, состав функций и принципы функционирования саморегулируемых организаций в сфере образования и науки», – обратилась к своим коллегам Васильева.
Она добавила, что продолжится усиление роли учреждений Минобрнауки в принятии министерством управленческих решений. «В этом году мы переформатировали работу по выработке финансовых решений, создали несколько рабочих групп по ключевым направлениям финансирования учреждений, по сути, разделили с ними функции по формированию проекта финансовой повестки министерства», заключила Васильева.