Без рубрики // Колонка

Финансовая грамотность вместо ИЗО?

Совершенно очевидно, что родители считают школу местом, где детей учат практическим навыкам, необходимым для будущей жизни, но где совершенно не обязательно заниматься формированием личности ребенка. Отсюда предложение в обязательном порядке вводить правила дорожного движения, финансовую грамотность и сокращать такие «ненужные» дисциплины, как музыка и ИЗО.

Финансовая грамотность вместо ИЗО?

18–19 ноября 2017 года среди 1,2 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет был проведен Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник».

Более половины россиян поддержали бы введение в школьную программу такого предмета, как «Правила дорожного движения» (73% сказали, что он должен быть обязательным). Почти две трети (63%) считают обязательными «Основы военной подготовки», около половины (44%) отмечают необходимость обучения финансовой грамотности.

Если уроки ПДД считаются обязательными в первую очередь для самых маленьких (6–9 лет), то основы военной подготовки – для старшеклассников.

Вместе с тем включенные сегодня в школьный курс Основы религиозных культур и светской этики не кажутся нашим согражданам столь актуальными: две трети опрошенных считают, что входящие в него разделы должны быть дополнительными (на выбор родителей и школьников). Каждый третий (33%) относит к обязательным предметам национальный язык (в каждой нацреспублике), а преподавать его предлагается преимущественно в начальной и средней школе.

Три четверти россиян (75%) считают, что для школьников нужно проводить специальные уроки по навыкам общения в реальной жизни, 82% говорят, что среди молодежи широко распространена проблема интернет-зависимости.

Вопрос о том, где взять время для дополнительных предметов, пока остается открытым. Так, две трети респондентов, обозначивших хотя бы один предмет из списка как обязательный, затруднились назвать предмет, за счет сокращения которого можно было бы ввести новый. Те, кто определился с выбором, чаще всего предлагали «пожертвовать» ИЗО и «Музыкой».

Результаты последнего опроса ВЦИОМ наводят на сложные размышления. Но думаю, что основатель прагматизма, американский ученый Джон Дьюи, мог бы радоваться: его дело живет и побеждает, причем не на его родине, а в далекой России, где проживают люди «с загадочной русской душой».

Совершенно очевидно, что родители считают школу местом, где детей учат практическим навыкам, необходимым для будущей жизни, но где совершенно не обязательно заниматься формированием личности ребенка.

Отсюда предложение в обязательном порядке вводить правила дорожного движения, финансовую грамотность и сокращать такие «ненужные» дисциплины, как музыка и ИЗО.

Хочу разочаровать уважаемых родителей: многие из них не понимают, что является практически значимым для жизни.

Напомню известный факт: дети, которые учатся в музыкальных и художественных школах и активно занимаются самодеятельностью, почти никогда не попадают в число малолетних правонарушителей – в отличие от тех, кто изучает ПДД и потом гоняет на «Гелендвагенах».

Хочу напомнить уважаемым родителям, что развитие воображения, которое достигается через музыку, изобразительное искусство и литературу, необходимо не только будущим художникам и поэтам, но и будущим инженерам и математикам. Не зря Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке и заявлял, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс.

Есть известное изречение одного великого математика, который говорил про кого-то из своих сотрудников: «Ему надо идти в литературу, для математика у него слишком слабое воображение».

Кроме того, хочу подчеркнуть: так называемые «ненужные» предметы связаны и с развитием нравственности. Это качество необходимо формировать просто для того, чтобы общество было здоровым.

Особняком стоят вопросы, связанные с изучением религиозных основ и светской этики. Я никогда не был сторонником введения этого курса для обязательного изучения в школе и думаю, что исследование ВЦИОМ в очередной раз подтверждает, что религиозное воспитание в школе может проводиться только на факультативной основе по просьбе родителей, с согласия детей и с разрешения органов управления образованием, как это было в прежнем законодательстве. Современное законодательство от этой нормы отступило, но нет никаких научных аргументов в пользу того, что религиозное воспитание делает человека более нравственным.

По крайней мере формально атеистический Советский Союз по ориентации на постматериальные ценности был среди мировых лидеров, а нынешняя Россия в этой сфере уступает социальным государствам Европы едва не в два раза.

Как говорил Карл Маркс, «воспитатель должен быть воспитан». Поэтому воспитание или просвещение родителей – это важная задача системы образования.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube