Качество образования // Комментарий эксперта

Я училась у нее открытости ко всему новому

Татьяна всегда оказывалась в нужное время в нужном месте; так, с конца 80-х она стала активно работать в Свободном университете «Эврика», который организовал Александр Адамский. Это было первое профессиональное сообщество, в которое ввела Таня меня, моих коллег-педагогов. Через три года мы стали методистами Развивающего обучения, освоили позицию исследователей и проектировщиков в образовании.

С Татьяной я знакома с 1983 года, вместе пришли устраиваться в школу № 9 Томска. Стали учителями и классными руководителями в 5-х классах, она – учитель математики, я – учитель русского и литературы. Подружились с первого дня: сблизила любовь к профессии, маленькие дети-ровесники, желание сделать что-то значимое в жизни и в профессии. Таня – хороший друг, как бы она ни была занята, она держит связь со мной, вовлекает в свои проекты, щедро делится идеями и интересными людьми. Наше общее главное дело – школа «Эврика-Развитие» города Томска, одна из первых инновационных школ России. Таня предложила коллективу избрать меня директором школы в 1992 году, с тех пор я взяла на себя это большое и интересное бремя и не жалею. Школы выросла за 26 лет, стала по-настоящему полисистемной, с тьюторским сопровождением индивидуальных программ учащихся.
Такой грандиозный проект стал возможен, потому что Татьяна всю жизнь учится, развивается, сотрудничает с методологами и философами.
Ее главное дело – это разработка проблематики индивидуализации и тьюторского сопровождения в образовании.

Татьяна всегда оказывалась в нужное время в нужном месте; так, с конца 80-х она стала активно работать в Свободном университете «Эврика», который организовал Александр Адамский. Это было первое профессиональное сообщество, в которое ввела Таня меня, моих коллег-педагогов. Через три года мы стали методистами Развивающего обучения, освоили позицию исследователей и проектировщиков в образовании.

Благодаря ее вдохновляющей поддержке я с группой молодых студентов Томского педагогического института начала изучать педагогическое наследие Л.Н. Толстого, его практику создания школы в Ясной Поляне. В 1994 году мы открыли первый класс Свободной педагогики, ориентированный на идеи Толстого. Это было очень рискованное начинание: класс – свободное образовательное пространство без педагогического насилия со стороны педагогов, но с выбором, письмом «из головы», чтением с пониманием, творчеством и событийностью. Таня умела устанавливать связи с новыми идеями и их носителями. Я училась у нее открытости ко всему новому, умению вычленить главное и завязать сотрудничество.

Разработка темы индивидуализации и тьюторства как новой позиции в образовании началась в школе «Эврика-Развитие» в середине 90-х. Методология тьюторства формировалась в методологическом сообществе под руководством Петра Щедровицкого, а практика использования в общем образовании – в нашей школе. Мы провели конкурс среди педагогов на должность тьюторов, я нашла возможность оплачивать эту работу. А родители поддержали новую педагогическую позицию, которая была направлена на выявление образовательных интересов детей и родителей, и в отличие от позиции учителя, ориентированного на предметное знание, была посредником между ребенком и культурой, между школой и семьей с ее традициями и ожиданиями.

В 2007 году мы учредили в Томске Межрегиональную тьюторскую ассоциацию. В этом отразилась одна из особенностей Тани – доводить придумки и инициативы до создания структур, организационных форм, в которых могло закрепиться новое.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться