Качество образования // Новость

Новые уроки труда потребуют оснащения школ и переобучения учителей

Внедрение новой концепции урока технологии, которую предложили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Союз «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), потребует оснастить школы новым оборудованием и провести переподготовку педагогов, считают эксперты.
  • 08:39 | 16 ноября 2017
  • 12

Новые уроки труда потребуют оснащения школ и переобучения учителей
Фото: mo-smr.ru

Проект был презентован в начале ноября на полях чемпионата WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге. Он предполагает модернизацию методик преподавания предмета и освоение учащимися современных концепций. Эксперты отмечают, что изменение подходов улучшит раннюю профориентацию за счет появления новых направлений, однако необходимо взвешенно подходить к нововведению, учитывая не только высокие технологии, но и традиционные навыки ведения быта, а также национальные традиции ряда регионов.

Эксперимент в Москве: уроки в технопарках

Согласно концепции, новый урок технологии будет направлен на реализацию проектов в научно-техническом творчестве, рассказала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. «Урок технологии, который мы предлагаем, это как раз навыки, которые пригодятся ребенку в его профессиональной, либо в обычной жизни. Она (инициатива ) уже поддержана, подготовлены и одобрены Министерством образования методические рекомендации, которые будут транслированы в школах, для того чтобы уроки технологии были максимально эффективными с точки зрения формирования таких навыков у детей», — отметила она.

По ее словам, в этом году в Москве уроки технологии уже проходили по новой программе. «Важно, что они проходили не внутри общеобразовательных учреждений, а в технопарке. Детям было очень интересно в течение трех месяцев реализовывать проекты в пяти ключевых направлениях: это и промышленный дизайн, и среда «умный дом», и робототехника, и беспилотники. <…> Мы надеемся, что уроки технологии постепенно будут внедрены во всех школах», — сказала Чупшева.

Директор центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова сообщила, что корпорация готова к разработке новой линии учебно-методических комплектов с учетом актуальных изменений и концепции технологического образования.

«Современный учебник технологии может быть построен по модульному принципу. Этот позволит обеспечить получение базовых технологических знаний и, в зависимости от запроса региона, возможностей образовательной организации, предпочтения обучающихся выбрать дополнительный модуль, например, агротехнологический, робототехника, технологии сервиса. В новые учебники необходимо вводить большее количество различных заданий развивающего характера, знакомить с разработкой и реализацией различных проектов, необходимо знакомить учащихся с постоянно обновляющимися видами технологий», — уточнила Тихонова.

Готовы не все

Сразу несколько экспертов отметили, что для внедрения новой концепции преподавания школы необходимо будет дополнительно оснастить современным оборудованием. По мнению начальника отдела дополнительного образования Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Галины Павленко, занятия должны строиться как освоение современных технологий, и одним из перспективных методов их проведения будет игровой или имитационный.

«Школы в Приморском крае в подавляющем большинстве к реализации новой концепции не готовы: у них нет соответствующей материальной базы и достаточного количества готовых к работе в условиях новой концепции педагогов. Подготовка учителей труда в вузах на Дальнем Востоке вообще не ведется. При изменении подхода к преподаванию необходимо обеспечить подготовку кадров к реализации новой концепции, на базе педагогических вузов. При этом вузы нуждаются в дополнительных материально-технических условиях для подготовки учителей технологии», — отметила она.

Того же мнения придерживается и начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Липецкой области Наталья Юшкова. «Конечно, в школах нет такого оборудования, потому что оно не предусмотрено по полномочиям, например, сварочные аппараты высокого уровня. Но показать свои базы и предложить попробовать поработать на своем оборудовании могут средние профессиональные технические учебные учреждения», — добавила собеседница агентства.

По мнению доцента кафедры профессионального образования Курского института образования Игоря Власова, введение новой концепции преподавания уроков технологии в школах Курска вызовет определенные сложности, прежде всего, из-за нехватки кадров и площадок.

Опыт регионов

Некоторые российские регионы уже сегодня самостоятельно организуют в рамках уроков технологии обучение высокотехнологичным компетенциям. Как сообщила первый замминистра образования Карелии Татьяна Васильева, в республике имеется опыт по взаимодействию школ, колледжей и предприятий, чтобы дать возможность школьнику освоить различные навыки и помочь определиться с будущей профессией.

«Например, учащиеся школы № 39 Петрозаводска в рамках внеурочной деятельности получали теоретические знания в школе, далее в колледже или техникуме отрабатывали практические навыки по модулям «Поварское дело», «Машинист дорожных и строительных машин», «Сварщики» и другим. После этого ребята посещали предприятия, где можно применять эти навыки, знакомились с потенциальным местом работы», — сказала она.

Новые подходы к проведению уроков уже несколько лет применяют и в гимназии № 19 в Кургане. «К примеру, в восьмом классе мальчики в рамках урока технологии изучают основы робототехники. С помощью родителей и спонсоров мы закупили оборудование для этих уроков. Курс преподает молодой учитель, владеющий современными технологиями. В настоящее время мы думаем о приобретении 3D-принтера», — рассказала ТАСС директор образовательного учреждения Елена Смирнова.

А в Брянской области уже готовят педагогов, готовых обучать современным технологиям. «Все учителя технологии, которых мы готовим для работы в школе, способны дать ученикам знания о том, как можно на компьютере смоделировать 3D-изделие и сделать его на 3D-принтере. Также они могут дать детям знания в области робототехники, но пока такие анклавы прогрессивного преподавания продвинутых дисциплин сосредоточены не в школах, а детских технических центрах», — отметил собеседник агентства.

Взвешенный подход

В целом эксперты сошлись во мнении о том, что концепция преподавания технологии в современной школе нуждается в совершенствовании. Однако вопрос объединения мальчиков и девочек на уроках технологии, учитывая акцент на высокие технологии, вызвал неоднозначную реакцию.

Заместитель директора по научно-исследовательской работе Школы педагогики ДВФУ Григорий Капранов, считает, что школьников нужно готовить к жизни в высокотехнологичном мире, не забывая при этом о навыках, которые необходимы в повседневной жизни, например, в домашнем хозяйстве. «Прямолинейное изменение системы трудового обучения по игнорированию гендерного принципа... скорее навредит, чем будет полезным», — сказал он.

Помощник министра образования Чечни Абдурахман Каимов также считает, что совместное обучение мальчиков и девочек на уроках технологии применимо не для всех регионов. «С точки зрения национального менталитета, в республике есть моменты, отличающиеся от других регионов. Это мое личное мнение, но совместное обучение по технологии в Чеченской Республике не обязательно. Есть такие дела, которые полагается делать мужчине или женщине, и пересекаться эти занятия не должны, хотя развитие общества и предполагает наличия общих навыков в некоторых вопросах», — сказал он.

Его позицию разделяет и глава комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями Народного собрания Ингушетии Марьям Амриева. «Я понимаю, что есть тренд мирового развития и происходит стирание граней между женщинами и мужчинами. Однако девочку надо растить как воспитательницу детей и хранительницу очага, а мальчики должны воспитываться в духе защитника очага, страны и народа», — сказала собеседница агентства.

В то же время в Кабардино-Балкарии постепенно переходят на новые стандарты преподавания уроков труда. «Наши школы уже отошли от традиционных уроков труда, где мальчики отдельно от девочек занимаются. У нас во многих школах есть робототехника, там не только мальчики, но и девочки обучаются. Что касается учителей для таких занятий, то в некоторых школах их специально переучивают, в некоторых – набирают новых», — сообщили в региональном министерстве образования, науки и по делам молодежи.

В Дагестане уроки технологии проходят в разных форматах. «Новые стандарты преподавания уроков технологии не предусматривают деление [по гендерному принципу] как таковое. Сейчас в Дагестане технология преподается по-разному, так как образовательные учреждения сами вправе решать, в большей части школ – объединенные уроки, где-то отдельные еще», — рассказала начальник управления общего и профессионального образования Министерства образования и науки Дагестана Лариса Абрамова.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости































Поделиться