Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 9 (92) от 29 апреля 2014 г. Подписка Редакция Контакты
Ребенку это нужно
Ирина Медведева, психолог
Шаблонов быть не должно
Владимир Путин, президент РФ
Глазами детей
Ученики школы «Эврика-Развитие», г. Томск

Истоки

Патриотизм и космополитизм: два полюса одной проблемы

Хотел бы сразу обозначить свою позицию: для меня в предельном смысле оба эти понятия – патриотизм и космополитизм – принадлежат к общему синонимическому ряду, поскольку обозначают одно и то же: «любовь к отечеству». Только в первом случае под отечеством понимается родная земля, а во втором – родная Земля. При этом я прекрасно сознаю, что многие не согласятся с такой трактовкой. И замечательно.
Читать полностью ...
Владимир Бацын

Круглый стол

Как научить школьников родину любить?

Работу по созданию единого учебника истории в Минобрнауки называют «модернизацией школьного исторического образования». Под словом «модернизация» мы обычно понимаем обновление, реформирование, шаг вперед по сравнению с нынешней ситуацией. Однако в случае с учебниками истории парадокс состоит в том, что это очевидный шаг назад, отказ от вариативности в пользу единообразия, от дискуссий и различных точек зрения – в пользу единомыслия.
Читать полностью ...
Ольга Дашковская

Будущее

Не «Зарницы», а совместные проекты

Помню, в две тысяча каком-то году мы подавали от школы заявку на грант «Единой России» по организации мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи. Мы решили обойтись без банальных конкурсов строя и песни и «Зарниц», вместо этого предложили рассмотреть Сибирскую молодежную Ассамблею как глубокое и эффективное образовательное событие для молодежи, в том числе и в плане развития патриотического отношения к России и своему региону.
Читать полностью ...
Надежда Муха

Тема

Не сутевое время

«Вести образования» продолжают развивать тему осмысления понятий, которые стали часто употребляться в экспертных дискуссиях и в СМИ без должного, на наш взгляд, основания. Тема сегодняшнего номера – «Патриотизм и космополитизм». На слуху противопоставление «патриотизма и либерализма», но это сегодняшний перевертыш более укорененного в стилистике XX века жесткого преследования «безродных космополитов» представителями победившей диктатуры пролетариата. Напоминание о манифесте компартии («Пролетарии не имеют отечества»), ссылка на В. Ленина («Пролетариат не может любить того, чего у него нет. У пролетариата нет отечества») никак не спасали даже членов партии, не говоря уже о рядовых гражданах. Впрочем, эту часть анализа я оставлю блистательному В. Бацыну, не повторяя его материал в этом номере. Меня больше волнует искривление смыслового пространства, особенно в образовании. Сегодня, на мой взгляд, в образовании происходит всеобщая потеря смыслов, и разбираться в словах – важная работа. Надо договариваться, иначе разное понимание одних и тех же слов легко приведет к необратимой потере не только взаимопонимания, но и как следствие – к стремлению уничтожения оппонента. Потеря ценности чужого мнения ведет к потере ценности чужой жизни. История знает так много тому примеров, что это уже аксиома, а не теорема.
Читать полностью ...
Александр Адамский

Что работает

Любовь к родине не возникает по приказу

Любовь к родине формируется переживаниями и опытом конкретной деятельности. Это может быть реставрация храма или помощь ветеранам, изучение собственной родословной – для понимания того, какой вклад внесли твои предки в историю страны...
Читать полностью ...
Исак Фрумин

Точка зрения

Русская литература как средство воспитания

Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то следует различать любовь к стране, любовь к государству и любовь к правительству. Как говорил композитор Никита Богословский: «Я очень люблю родину, намного меньше люблю государство, которое на ней находится, и еще меньше люблю правительство». Любовь к стране безусловна, любовь к государству относительна, а любовь к правительству еще более относительна, потому что правительства меняются, а государство и страна остаются. И когда вместо любви к родине начинают прививать любовь к государству и политической системе, то иногда это дает прямо противоположный результат.
Читать полностью ...
Олег Смолин

Зеленая лампа

Дым, соль и пот отечества

В школе – так уж получилось – нам объяснили, что у даже у писателей-классиков была разная любовь к Родине. Кому-то – поэтическое воспевание родных березок, а кому-то – болезненная любовь-ненависть к матери-Салтычихе. Интереснее всего разбирать истории жесткие, неоднозначные, приводящие к патриотизму окольными путями. Поясню, что лично для меня это чувство равно желанию делать что-то полезное для общества, отдавать долги и не проходить мимо тех отчаявшихся, которым нужна помощь. При этом в моей памяти, как в памяти любого другого человека, проучившегося большую часть времени в советской школе, хранятся гремучие советские лозунги – формулы патриотизма и правильной жизни, символы ностальгии или антиностальгии по СССР.
Читать полностью ...
Анастасия Чеховская

Книга с полки

Секретный мир детей

Так уж сейчас повелось, что чаще всего с полки я достаю книгу Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Признаюсь, что их у меня даже две: моя личная – вся исписанная пометками на полях, еще одна – чистая, для студентов, которые приходят ко мне писать диплом.
Читать полностью ...
Екатерина Асонова

Дети

Родина начинается с нас

Мы попросили директора школы № 2 г. Тырныауза Ханафи Гулиева задать своим ученикам один вопрос: «С чего начинается Родина?».
Читать полностью ...
Ханафи Гулиев

Франция

Любить и гордиться

Во Франции патриотическому воспитанию придают большое значение, хотя там принято говорить не о патриотизме (для французов это слово имеет нежелательные коннотации), а скорее о республиканских ценностях. В их основе – Декларация прав человека и гражданина (1789), принятая во время Великой французской революции. Декларация утверждает идеи равноправия и личной свободы, которые закреплены французской конституцией.
Читать полностью ...
Александра Ратай

Опыт

Больше, чем патриотизм

В отличие от среднестатистической школы, в дополнительном образовании, в детских общественных объединениях больше возможностей для обеспечения патриотизма. Объясняется это разнообразием форм и средств взаимодействия детей.
Читать полностью ...
Константин Андреев
Егор Ефимов у стены Нижегородского кремля во время поездки по Нижегородской области разновозрастного отряда «Аванпост»
Воспитанники разновозрастного отряда «Аванпост» в родительском доме Сергея Есенина в Константинове Рязанской области
Александра Степанова узнает о играх, в которые играли сельские жители. Экспедиция в республику Башкирия. 2013 г.
Специалист Рязанской областной библиотеки им. М. Горького рассказывает о фонде редких изданий и знакомит ребят с наиболее ценными из них
Николай Калинин готовится к видеосъемке старожилов в экспедиции по Республике Башкирия
Участники экспедиции «Кульчум-2013» на конной ферме
Ребята знакомятся с технологией выращивания злаковых в прямом смысле в полевых условиях

США

Патриотизм по-американски

Америка известна трепетным отношением ее граждан к своей собственной стране. Мы привыкли думать, что в школах Америки патриотизм стоит во главе угла. Но так ли это на самом деле?
Читать полностью ...
Анна Шиврина