Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 12 (121) от 9 июля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
Все стобалльные работы проверяются дополнительно
Дмитрий Ливанов
Итоги ЕГЭ-2015

Стратегия

Революции нам не нужны

Главная проблема последних лет – это плохой расчет последействия: принимаются важные решения, но при этом плохо или вообще не обсуждается, чем они могут обернуться. Чтобы этого избежать – надо отказываться от принципов ручного управления и на деле переходить к программно-проектному управлению с ответственностью руководителей за недостижение поставленных целей...
Читать полностью ...
Виктор Болотов

Тенденции

«У нас запляшут лес и горы!»

Одной из характерных особенностей образовательной политики, на мой взгляд, является бессистемность и мозаичность принимаемых решений. Переход к режиму «ручного управления» ведет к утрате как стратегических целей развития системы, так и социокультурных смыслов образования.
Читать полностью ...
Владимир Собкин

Ретро

Полный назад!

Во многих странах активно ищут способы сделать аттестацию более индивидуально-ориентированной, ищут пути ограничения влияния тестовой системы на сам процесс учебы, вплоть до отказа от обязательной письменной тестовой оценки как главной. И это движение идет под лозунгами утверждения новой школы, прогрессивной школы, развивающейся школы, свободной школы.
Читать полностью ...
Михаил Эпштейн

Точка опоры

Среда неизбежной успешности

Начну с забавно-печальной шутки: «Наша школа из XIX века, учителя – из XX, а ученики – из XXII»… Отрадно, конечно, что новые образовательные стандарты хотя бы в самом общем виде обозначили путь к исправлению этой ситуации. Но сразу хочется конкретизировать, чтобы стало понятно, что одним из важнейших направлений деятельности школы будет ориентация ребят на естественно-научное и инженерно-техническое образование. Почему?
Читать полностью ...
Павел Рабинович

тема

На краю

На школу надвигается тотальное безденежье. Об этом не принято говорить в кабинетах власти и на совещаниях, и все-таки поразительно, что даже на сборе региональных министров во Владивостоке в начале июля надвигающаяся финансовая школьная катастрофа официальными ораторами не упоминалась. А министров именно это волновало больше всего. Потому что в ряде регионов ситуация близка к критической, а остальные со страхом ждут 2016 года. Одной из жертв такого свертывания как раз и стал Байкальский образовательный форум. Бессмысленно было что-то доказывать, ссылаясь на его нужность и полезность. Доказать-то нетрудно, но от этого средств не прибавится. Все расходы, кроме зарплаты, урезаются по максимуму. Свернуты региональные программы развития образования. Отменяются служебные командировки. Даже на строительство детских садов для сокращения очереди денег уже не хватает.
Читать полностью ...
Александр Адамский

Повестка дня

Главное – думать о детях

Думаю, что для всех очевидным стало предъявление в образовательной политике всей палитры противоречивых, порой перпендикулярных друг другу представлений, до недавнего времени пребывавших в латентном состоянии. Традиционно в медийном поле выделялись два лагеря: с одной стороны, это власти, которые урезают социальные расходы и пытаются на всём сэкономить, и страждущее учительство – с другой. Никто не видел никаких различий между законодательной и исполнительной властью. Сейчас эти различия видны, картинка более пёстрая. Оснований для различений стало больше.
Читать полностью ...
Игорь Реморенко

Технологии

Школа событийного формата

Будь моя воля, я бы вообще сделала так, чтобы в основной школе были только образовательные события и тренинги. Во-первых: к 6–7-му классу предметное образование «растаскивает» картину мира на отдельные, никак между собой не связанные «лоскуты».
Читать полностью ...
Елена Ушакова

Концепты

Неукраденное детство

Не открою Америки: результативность и качество образования детей во многом обусловлены образовательной программой. Но главная интрига, как известно, не только в том, что Законом об образовании образовательной организации предоставлено право такую программу самостоятельно разрабатывать (или компоновать из комплекса вариативных), что для многих детских садов уже представляет собою непростой вызов. Сложность задачи многократно возрастает за счет необходимости подчинить программу интересам развития реальных воспитанников. Но и этого мало: нужно, чтобы педагоги стали посредниками между детьми и той социальной культурой, дорогу в которую программа призвана проложить.
Читать полностью ...
Наталья Шадрина

Поворотный пункт

Сетевая старшая школа – прорыв в будущее?

С сентября 2015 года основная школа в штатном режиме приступает к реализации ФГОС основного общего образования. Старшая школа пока в ожидании нового Стандарта. Однако, с нашей точки зрения, именно она должна задавать векторы развития предшествующих ступеней. Но этого не произошло, и введение ЕГЭ свело образовательный процесс на старшей ступени к «натаскиванию» выпускников на данный вид внешней оценки. Если же подходить к проектированию старшей школы серьезно, то, во-первых, оптимальные сроки реализации этой ступени должны быть увеличены до трех лет (т.е. включать 9-й предпрофильный класс), а во-вторых, строиться такая школа должна на сетевом принципе.
Читать полностью ...
Алексей Воронцов

Событийное образование

«Почему мы всегда изучаем мертвеньких?»

Эта фраза, сказанная одной старшеклассницей, думается, отражает важную проблему школьного образования. Культура в лице «великих памятников» предстает детям как «мертвая», уже состоявшаяся и несомненная – как в музее. Как можно это любить?
Читать полностью ...

Позиция

Оживший призрак

Мы все чаще вынуждены отстаивать право на свою профессиональную деятельность. Преподавателей иностранного языка сначала обвинили в «утечке мозгов»...
Читать полностью ...
Олеся Вальгер

Позиция

Точка зависания

Сегодняшнее состояние нашей образовательной системы я бы охарактеризовала как «мертвую точку», которой физики и спортсмены обозначают особый момент, возникающий при определенных условиях в динамическом процессе. Это точка зависания, из которой выйти без специального усилия невозможно. У спортсмена она наступает после так называемого врабатывания. А появится ли второе дыхание, зависит от того, сможет ли он исключительно силой воли преодолеть эту точку и работать дальше.
Читать полностью ...
Жанна Подковыркина

Альтернативное образование

18–19 июня 2015 года в Санкт-Петербурге проходила XI Международная конференция по альтернативному образованию «Человеческое измерение образовательной политики».

Михаил Эпштейн, основатель «Эпишколы», директор федеральной образовательной сети «Школьная лига», ежегодно проводит конференцию для тех, кто работает в сфере альтернативного образования

Профессор Татьяна Ковалева, лидер тьюторского движения в России, сделала один из самых интересных и глубоких докладов на конференции альтернативного образования о том, как можно готовить будущих педагогов проводя их по возрастам школьников, как по лестнице. Для начала: от 1 до четвертого класса

Ренальд Лачашвили, научный руководитель АНО Научно-методический центр «Школа нового поколения", рассказывал об опыте участия в двухнедельной мастерской по курсу Университета штата Гавайи «Окружающий мир» для начальной школы, выстроенному по принципам обучения действием

Театральная педагогика одно из самых недооцененных направлений в образовании. Татьяна Климова показала это в докладе «Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования»

Анатолий Шперх, один из самых авторитетных учителей и экспертов в сфере информатики, физики и всего научно-технического в школе. Его опыт убедительно показывает, что увлекательными проектами и «кейсами» можно добиться большего, чем традиционными уроками и зубрежкой

Андрей Русаков, известный педагогический публицист, проанализировал образовательные задачи, с точки зрения способов понимания современного общества. Структура и направления развития общества настолько сложны, что привычные для школы модели образования уже почти не срабатывают, об этом говорили участники в дискуссии после доклада А. Русакова

влияние

Будущее образования

То, как мы обучаем детей сегодня, окажет огромное влияние на каждый аспект нашей жизни в будущем. Участники Всемирного экономического форума обсудили разные пути, по которым может пойти развитие образования.
Читать полностью ...
Анна Шиврина

Франция

Школьная реформа в разгаре

Как и другие развитые страны, Франция стремится привести национальную систему образования в соответствие с требованиями современности. Президент Франсуа Олланд уже в ходе своей избирательной кампании дал обещание преобразовать французскую школу, сделав ее более справедливой. Была разработана программа реформ, которая легла в основу принятого 8 июля 2013 года Закона о переустройстве школы.
Читать полностью ...
Александра Ратай