Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 23 (106) от 25 ноября 2014 г. Подписка Редакция Контакты
Концепция как основа
Ольга Зайцева, учитель школы №2097, г. Москва
Ситуацию надо менять
Евгения Абелюк, заслуженный учитель РФ
Часы и список
Елена Романичева, профессор МГПУ

Дискуссия

«Привлечение» vs «вовлечение»

Один из признаков серьезных изменений не только в законодательной базе или материально-техническом обеспечении нашего образования, но и в сознании людей, к нему причастных, – активное вовлечение все большего количества участников образовательного процесса в обсуждение актуального состояния и перспектив нашей образовательной системы.
Читать полностью ...
Михаил Павловец

Словарь

Индекс и аппендикс

Пожалуйста, не удивляйтесь, – ничего странного в названии этого текста нет. Автор не спутал профессиональный язык систематика с профессиональным языком медика. Оба слова из языка европейской книжной культуры, где они живут и здравствуют по сей день. Индекс (index) означает «список», а аппендикс (appendix) – «приложение». Вполне нейтральные, безобидные термины.
Читать полностью ...
Владимир Бацын

Альтернатива

Ученик в «лабиринте сцеплений»

Едва ли кто всерьез возразит, что главный результат традиционных уроков литературы – это погружение общества в состояние своего рода социокультурной дислексии (неспособности к чтению), надолго (если не навсегда) отбивающей у читателей интерес к чтению. В педагогических и родительских кругах привычно сетуют, что «школьники не читают».
Читать полностью ...
Сергей Лавлинский

Стану спорить

Прочесть обязан

Страсти по поводу школьного курса литературы кипят уже много лет. Авторы, произведения. Кого и что изучать? Монографически или обзорно? Читать и наслаждаться или глядеть в книгу как в социальное зеркало?
Читать полностью ...
Елена Романичева

Авторский номер Михаила Павловца

Тема

Вы блестящие учителя, у вас прекрасные ученики!

Я позволил себе взять в заголовок слова Симона Соловейчика, ставшие девизом его недавно закрытой газеты, потому что я теперь точно знаю этих блестящих учителей и их прекрасных учеников. Я знаю их поименно, знаю не только то, как они ведут и будут вести уроки, читают лекции, пишут статьи, выступают по телевизору, что думают и во что верят. Не только. Я знаю, как они себя ведут, когда у них отбирают свободу, отбирают право выбирать, о чем говорить на уроках и какие книги приносить в класс. Часть из них я знаю лично и могу назвать поименно, с гордостью: Михаил Павловец, Марина Леонова, Анна Синицкая, Евгения Абелюк, Екатерина Асонова, Татьяна Еремина, Елена Романичева, Марина Чубукова, Генриетта Граник, Наталья Борисенко, Александр Архангельский, Елена Маранцман, Сергей Лавлинский – учителя и ученые, наша гордость. Другую (гораздо большую) часть я не знаю в лицо, но точно знаю – они есть. Казалось бы – методический вопрос! Ну какая разница, на каких произведениях учить школьников добру и справедливости, и надо же, в конце концов, не допустить в школу плохие или даже вредные творения! А хороших книжек действительно много – всех не перечесть, так не свести ли и в интересах самого учителя упорядочить этот безграничный набор в небольшой компактный список и договориться, что проходим сто десять книг, – к примеру, в каждом классе по десять, разной толщины, и по ним сдаем все тесты и выпускные экзамены. Это же так просто и так облегчает жизнь буквально всем – ученикам, которым не нужно будет с опаской идти на тест, боясь, что там потребуется знание произведений, которых они не проходили. Учителям, которым не нужно будет ломать голову, какое произведение или – еще сложнее – какого писателя надо выбрать, чтобы выполнить требования стандарта к результатам освоения программы по литературе. Ведь в государственном стандарте нет такого перечня – это и запустило массовую работу учителей по самостоятельному выбору книг и авторов. Все они подняли свой голос против замысла навязать учителю и его ученикам тотальный единый обязательный набор книг для единовременного изучения во всех школах страны.
Читать полностью ...
Александр Адамский

Ориентиры

Современная поэзия: взрыв и оптика

Почему современная поэзия такая разная? Чтобы убедиться в правоте постановки этого вопроса, достаточно сравнить стихи признанных авторов, как минимум один из которых пребывает в ранге «живого классика»...
Читать полностью ...
Лев Оборин

Разнообразие жанров

Здесь нужен не язык описания, а язык собирания

Что такое современная литература? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо правильно определить границы периода. Думаю (и эта точка зрения принята в литературоведении; здесь можно отослать к текстам, например, Марка Липовецкого, или, если говорить об истории современной критики, – к коллективной монографии «История русской литературной критики», недавно вышедшей в издательстве «НЛО»), что под «современной» следует понимать литературу постперестроечного периода, ту литературную систему, которая начала складываться после распада советской литературной системы – отмены цензуры и появления независимых издательств.
Читать полностью ...
Евгения Вежлян

Поэтические практики

В качестве иллюстрации к статьям Льва Оборина и Евгении Вежлян предлагаем небольшую подборку современных поэтов – даже по ней можно судить о том, насколько различны сегодня поэтические практики, стихотворные техники, методы работы поэтов со смыслом.
Читать полностью ...

А что дети читают?

Единый список не сохраняет единое образовательное пространство

Споров о том, что читают дети и читают ли вообще, сегодня много. Материалов о самой детской литературе найти при желании тоже можно много: есть и навигатор по детской литературе, и журнал, посвященный ей, и информационный сайт для тех, кто читает детям, и «Библиогид» – интернет-ресурс Отдела рекомендательной библиографии РГДБ, и Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгу.ру», тоже немало делающий для того, чтобы помочь сориентироваться в безбрежном книжном море. Однако все это богатство и многообразие мало влияет на чтение самого главного читателя – учителя, родителя, воспитателя.
Читать полностью ...
Екатерина Асонова

Зеленая лампа

Новые смыслы

Когда заходит речь о литературных премиях как о некоем социальном эхолоте, в качестве самого яркого примера приводят премию «НОС», созданную для выявления новых трендов в современной художественной словесности на русском языке. Дифирамбов ей поется столько, словно это и не премия вовсе...
Читать полностью ...
Анастасия Чеховская

Литература, как и музыка, имеет свой язык. И уже от слушателя или читателя зависит, возникает ли в его воображении так называемый «зрительный ряд» и что именно видит он в своем воображении. Но нет сомнений, что такой ряд возникает практически у каждого.

Иллюстрации к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Художник Е.П. Самокиш-Судковская. Фото с сайта http://www.poetry-classic.ru/12-8.html

Иллюстрация к роману «Война и мир» Л.Н. Толстого. Художник Д.А. Шмаринов. Фото с сайта http://im.kommersant.ru/

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Художник М. Шемякин. Фото с сайта http://leningradwalks.su/en/dost/kamorka.shtml

Иллюстрация к рассказу «Человек в футляре» А.П. Чехова. Кукрыниксы. Фото с сайта http://www.museum.ru/N38942

Иллюстрация к поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Художник Н. Салиенко. Фото с сайта http://www.moscowbooks.ru

Иллюстрация к рассказу «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. Художник О. Беседин. Фото с сайта http://hiero.ru/2209739

Иллюстрация к книге «Баллада о маленьком буксире» И. Бродского. Художник И. Олейников. Фото с сайта http://prochtenie.ru/i/pic/Brodsky%20ballad2.jpg

Франция

Больше, чем «просто литература»

Родной язык и культуру, о месте и значении которых в европейской и мировой истории французы никогда не забывают, можно назвать самыми значимыми в списке национальных ценностей.
Читать полностью ...
Александра Ратай

Германия

Под запретом

Глядя в актуальные списки обязательного чтения для школьников, можно подумать, что перенесся на несколько десятилетий назад.
Читать полностью ...
Татьяна Литвинович