Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 19 (102) от 9 октября 2014 г. Подписка Редакция Контакты
Карьера общественного признания
Ефим Рачевский
Я воюю за директоров
Сергей Волков
Нельзя требовать того, чему не учили
Евгений Ямбург

Педагогика Соловейчика

Мы, Раменские

«Прими благую весть: я начинаю повесть, там будет слово «Совесть», там будет слово «Честь». И вечные черты: Достоинство, Сердечность, наивная беспечность у гибельной черты. Там за чины и славы не разгорится бой, там борются за право, за право быть собой».
Читать полностью ...
Симон Соловейчик

Аналитика

Под прессом контроля и недоверия

Просматривая интернет по ключевым словам «бюрократическое давление на школу», я обнаружил, что в основном эта тема активно обсуждалась три-четыре года назад. Тогда о проблеме засилья чиновников заговорил даже президент Российской Федерации.
Читать полностью ...
Сергей Заир-Бек

Учительский профсоюз

Раб на галере?

«В России две напасти: Внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти». Афоризм, рожденный Гиляровским еще в 1886 году, по-прежнему актуален. Применительно к учительству «власть тьмы» стоит заменить на пассивность и покорность (с грамотностью вроде бы у педагогов все в относительном порядке), а «тьму власти» для многих олицетворяет директор школы. Ведь теперь именно от него зависит благосостояние учителя, он распределяет нагрузку и стимулирующие, он следит за исполнением множества ежечасно спускаемых сверху циркуляров, стандартов, поручений.
Читать полностью ...
Андрей Демидов

Смельчаки окаянные

Список Ушакова

Конкурс «Директор школы» родился пять лет назад. В образовании начинал доминировать бизнес-подход, отличающийся краткосрочностью решаемых задач и определенной спецификой взгляда на персонал. Нас уже тогда стало заботить, что отныне директор начинает заниматься не столько развитием организации, сколько добыванием ресурсов извне для ее обеспечения.
Читать полностью ...
Олеся Салунова

Передовая

«Дядя Петя, вы дурак?»

В последние дни всеобщее внимание привлекла история с закрытием программы FLEX, о которой написали все крупные издания. Я несколько раз комментировал этот, на мой взгляд, неразумный и необоснованный шаг российского правительства. Я думаю, это закрывает возможность российским школьникам не только совершить увлекательное бесплатное путешествие на другой конец земли, но представлять свою страну, ощутить гордость и стать большими патриотами. Но эта история вдруг, скажу откровенно, неожиданно для меня проявила важную особенность взрослого, скажу резко – антидетского, с моей точки зрения, восприятия этого отвратительного шага наших властей. Среди комментаторов моих комментариев прозвучало мнение о том, что детские мечты о путешествии в Америку не стоят такого пафосного выступления, как я себе позволил.
Читать полностью ...
Александр Адамский

Наказание лучших

Вышка для Лозинга

Почти четверть века Вячеслава Лозинг возглавлял гимназию № 42 г. Кемерово – одно из лучших учебных заведений города, но в июле 2013 года он был вынужден подать заявление об увольнении с поста директора...
Читать полностью ...
Татьяна Маркова

Жалоба на оправдание

Травля Попова продолжается

Дело директора челябинского физматлицея № 31 Александра Попова стало резонансным в масштабе всей страны. Оно активно обсуждалось на федеральном уровне: этой ситуации были посвящены теле- и радиопрограммы, многочисленные публикации в журналах и газетах. Заслуженный учитель Российской Федерации руководит лицеем более 20 лет, член городской Общественной палаты с 2011 года, член Союза писателей России с 2007 года, автор более десятка книг («Дневник директора школы», «Мамаматематика», «Цифростишия», «На высоте поцелуя» и др.).
Читать полностью ...
Ольга Дашковская

Произвол как норма

Увольнения без объяснения

Любая ситуация должна рассматриваться максимально объективно и прозрачно для всех участников образовательного процесса. И объяснять причину увольнения, даже если она не указана в приказе, необходимо. И если причины обоснованные, то у родителей не будет отторжения от этого решения. Система образования – это иерархия, и если у директора конфликт с вышестоящими инстанциями, то последние сделают все возможное для того, чтобы избавиться от такого несговорчивого сотрудника. Каждый на своем месте должен понимать, что выстраивать эти отношения надо честно, прозрачно, в интересах участников образовательного процесса, и чиновники, принимающие такие решения, должны руководствоваться интересами общества
Читать полностью ...
Виктор Панин

Вечный бой

Финские каникулы директора Шмакова

Биография Павла Шмакова – это история борьбы педагога с чиновниками. Школы, которые он создавал, закрывали. Сначала – Академический колледж при Казанском государственном университете, в котором он директорствовал с 1992 по 2000 годы, потом – лицей им. Лобачевского (2011–2013 годы), теперь – Специализированный Олимпиадно-Научный Центр «Школа СолНЦе» для интеллектуально увлеченных детей, который уже больше года находится под дамокловым мечом: долгое время не выдавали лицензию, до сих пор не сделан ремонт здания, есть и другие проблемы.
Читать полностью ...
Ольга Дашковская

Саратовский фронт

Битва за Правдину

Вспоминаю, как в далекие 90-е годы брала интервью у педагога-новатора, учителя начальных классов Софьи Лысенковой. На вопрос: «Что вам нужно для счастья?» она ответила просто: «Чтобы дали спокойно работать».
Читать полностью ...
Ольга Дашковская

Время директора

Дневник Жанны Рюминой

В нашем «великом и могучем» есть слово «самодур». И есть близкое ему по звучанию (но не по смыслу) простонародное выражение «сама дура». Из него автор предлагаемых вашему вниманию «горестных замет» создал неологизм «самодура». Оба героя – и самодур, и самодура – рождены нынешними образовательными реалиями и реагируют на них в соответствии со своими «родовыми признаками». Есть такой литературный жанр – «если бы NN вел дневник», в котором от имени реального или вымышленного человека фиксируется поток происходящих событий и его живое, непосредственное отношение к ним.
Читать полностью ...

Тема номера

Директор школы – жизнь и судьба

Номер, который вы видите перед собой, посвящен директорам школ. Поэтому в фоторепортаже – галерея выдающихся руководителей отечественных школ. Благодарим за помощь М. Богуславского.

Виктор Сорока-Росинский (1882–1960) – один из самых талантливых и значимых российских педагогов. В 1921 году он возглавляет «Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых» – легендарную «Республику ШКИД». Но движение вразрез с наркомпросовскими установками Викниксору простить не смогли. Уже в 1925 году его насильно вырывают из любимого детища. Затем он еще три года заведовал школой для трудных подростков. В 1928 году по отношению к Сороке-Росинскому было принято специальное решение – ему официально запретили работать в школе.

Коллаж Олеси Салуновой

Вряд ли в российском образовании найдется педагог, который оставил столь заметный след в повседневной практической деятельности школы, как Федор Брюховецкий (1915–1991). День знаний 1 сентября, Праздник прощания с букварем, фестиваль «За честь школы», щемящая душу атмосфера Последнего звонка, организация школьного самоуправления и «дежурных классов» – все это было впервые придумано и использовано Ф. Брюховецким в его краснодарской школе № 58. А ведь без этого совершенно невозможно представить жизнь современной школы

Коллаж Олеси Салуновой

«Самый психологический директор» Татьяна Конникова (1909–1975) оставила глубокий и своеобразный след в истории отечественной педагогики. Она вступила в должность директора 210-й школы Ленинграда 1 сентября 1945 года. В тот день за парты сели 750 ребят, учившихся ранее в 526 школах Советского Союза. А вскоре они уже поражали всех удивительной сплоченностью, заряженностью на добрые дела, кипучей активностью. Свершилось обычное педагогическое чудо – детям были доверены большие и реальные права в организации школьной жизни. В 1940–1960-е гг. здесь была реализована школьная модель «социализма с человеческим лицом»

Коллаж Олеси Салуновой

В конце 50-х годов открывается некоторый простор для педагогического творчества и появляются фигуры директоров школ, наиболее органично воплощающих в себе социальную направленность времени. Эдуард Костяшкин (1922–1981), в то время директор московской 544-й школы полного дня, в наибольшей степени воплотил в себе социально-педагогическую сущность образовательного процесса. Это было удивительное образовательное учреждение, где действовали десятки кружков, творческих объединений, клубов. Школьные мастерские производили продукцию, которая охотно раскупалась. На вырученные деньги приобреталось оборудование, организовывались лагеря, осуществлялись походы

Коллаж Олеси Салуновой

В 1948 году Василий Сухомлинский (1918–1970) становится директором никому тогда еще не ведомой Павлышской школы Кировоградской области. В конце 1960-х гг. он создает свои главные произведения – «Сердце отдаю детям», «Наша добрая семья», «Рождение гражданина». Понимая, что дни его сочтены, он обращается к вечности и высказывает ряд идей, которым и сейчас еще не пришло время для воплощения в школьной практике. В 1967 году Сухомлинский был подвергнут оскорбительным и опасным идеологическим обвинениям в «абстрактном гуманизме»

Коллаж Олеси Салуновой

Хотя в 1970-е гг. и не существовало еще феномена авторских школ, все же школа № 73 с углубленным изучением французского языка на Красной Пресне была именно школой Юлия Цейтлина, проработавшего в ней директором более четверти века. Главной новизной являлись групповые занятия и общественные смотры знаний. Учащиеся садились группами во главе с консультантами, каждая из них получала свое задание и сообща трудилась над ним. Причем ученики сами втягивали педагогов в орбиту такой деятельности. Так, по сути, закладывались основы педагогики сотрудничества

Коллаж Олеси Салуновой

Международная панорама

Каторжный труд за небольшие деньги

Публикуя материалы об административном произволе в разных странах (Великобритания и Франция выступают в данном случае как типичные примеры), редакция «ВО» хочет показать универсальность тенденции: системы образования в лице своих надзорных органов поступают сходным образом. Прямой зависимости между, с одной стороны, степенью свободы или давления, и с другой – степенью демократичности государственного устройства в целом не прослеживается. И в этом, на наш взгляд, – яркое проявление кризиса государственной образовательной политики как института: отсутствие механизмов и площадок, позволяющих обществу (родителям и ученикам) и государству (чиновникам) договориться об общем понимании результатов и качества образования, о степени ответственности за них каждого субъекта образовательного процесса и обеспечивающих его условий. Произвол возникает только там, где допускается отсутствие диалога и взаимной поддержки в интересах достижения общей цели.
Читать полностью ...