Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 18 (101) от 26 сентября 2014 г. Подписка Редакция Контакты
Не хотелось быть жандармом
Александр Адамский
Нормированная свобода
Роман Селюков
Школы по всей стране
Татьяна Ковалева

Взгляд

Кругом – марш!

До политиков в разных странах начало доходить, что полноценное развитие человеческого потенциала происходит либо в самом раннем детстве, либо уже не происходит никогда. И что уж если они действительно намерены создать конкурентоспособное общество, то нужно вкладываться в образование начиная с детского сада.
Читать полностью ...
Владимир Бацын

Сквозная тема

Школа, открытая для инноваций

Сегодня образовательная организация, если она стремится быть конкурентоспособной, не может замыкаться сама в себе, она должна быть открыта для сотрудничества и для использования различных ресурсов вокруг себя, в том числе потенциала неформального образования.
Читать полностью ...
Роман Селюков

Критикуя – предлагаю

Преодолевая границы

Школа без границ… Очень обширная тема, в которой для меня как директора школы важны два взаимосвязанных вектора. Смягчение границ внутренних и проницаемость границ внешних.
Читать полностью ...
Алексей Голубицкий

БОФ-2015

Встретимся на Байкале!

Началась подготовка следующего, VII Байкальского образовательного форума. Его тема – «Школа без границ» – посвящена преодолению множества административно-бюрократических и иных ограничений, сковывающих культурно-образовательную инициативу учителей и директоров и серьезно мешающих развитию человеческого потенциала учащихся.
Читать полностью ...
Алдар Дамдинов

Тема

«Эврика»: с верой в будущее

С 17 по 20 октября в Москве пройдет очередная осенняя конференция инновационной образовательной сети «Эврика». Тема – «Школа без границ». Вообще-то на «Эврике» будет столько разных линий, событий и тем, что это действительно «без границ». Думаю, участникам будет сложно выбрать, поэтому правы те школы, регионы и муниципалитеты, кто везет команду и заранее распределяет, кто куда пойдет. Не буду пересказывать программу, но пройдусь по основным направлениям. С этого года «Эврика» будет делать годовой аналитический доклад о состоянии системы образования в РФ. Будем использовать данные разных мониторингов, наших региональных семинаров, разных фокус-групп. Прежде всего – состояние институтов и их эффективность. Первый вариант доклада – структура и основные тезисы, обсуждались на июльском Байкальском образовательном форуме. Как мы ни старались быть оптимистами, картина с эффективностью институтов в образовании выглядит печально. Постоянные административные вводные правительства, министерства, а за ними, как эхо, – регионов и муниципалитетов, практически свели управляемость системы до почти отрицательного уровня. Можно констатировать, что задачи качественного образования, улучшения здоровья, безопасности, доступности, условий, развития и инноваций вытеснились задачами исполнения ведомственных поручений и приказов. Отчетность и контроль вытеснили смысл деятельности в системе образования. А сама эта деятельность перешла в статус полуподпольной.
Читать полностью ...
Александр Адамский

Технологии

Управление воображением

Развивающая познавательная программа Key to Learning, направленная на развитие коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей детей в возрасте от трех до семи лет, появилась в результате более чем полувековых исследований по практическому использованию идей Л. Выготского. Она апробирована в Англии, Шотландии, Польше, Сингапуре, Уэльсе, Индонезии, Малайзии, США, Индии и других странах. 18 октября на «Авторской школе “Эврика”» Галина Доля и Ольга Шиян проведут по этой программе мастер-класс «Эффективные технологии дошкольного образования».
Читать полностью ...
Галина Доля

Прошу слова

В сухом остатке

Вопрос об идентичности («ты чьих будешь?») относится к универсалиям – каждый человек, общество, культура нуждается в само- и взаимном определении того, что является для него (нее) «своим», а что – «чужим», «чуждым», «неприемлемым» и т.д.
Читать полностью ...
Александр Бермус

Я так вижу

О полосатых столбиках

Пушкинская Москва, Санкт-Петербург и Пушкинский лицей, Золотое кольцо, Ясная Поляна, Красноярск и Красноярский край, Бурятия, Хабаровск – география нашего образовательного пространства с каждым годом расширяется. Оно у нас – реально-виртуальное. Это занятия в мастерских, лабораториях, студиях, секциях, конструкторском бюро. Образовательные программы постепенно переходят в виртуальное пространство, создавая собственные сайты, что позволяет их осваивать дистанционно – независимо от места нахождения.
Читать полностью ...
Ирина Осетрова

Поиск выхода

Человек растущий

Теоретическая возможность свободного перемещения каждого из нас в реальном пространстве сегодняшнего мира многократно превосходит нашу практическую способность эту возможность реализовать. И значит, для нас это пространство – ограниченное. А какова на этот счет ситуация для наших детей в пространстве образовательном? Если «человек растущий» в своем движении в образовательном пространстве (ОП) не достигает границ этого пространства, для него оно – неограниченное. Граница возникает в момент несовпадения ОП с вектором такого движения. Здесь и «синдром первоклассника», и «на твой вопрос я отвечу в следующей четверти», и т.п.
Читать полностью ...
Сергей Возчиков

Я так вижу

На пограничной полосе

«Школа без границ»… «Образование без границ»… В чем смысл различия и что общее? А есть ли граница между «школой» и «образованием»? Школа – не единственная социальная институция, обеспечивающая «образовывание» образа человека…
Читать полностью ...
Владислав Редюхин

Как это было

Мастерская Вальдорфской школы, г. Краснодар, 1990

(Слева направо) Доктор педагогических наук, профессор Элина Шепель, директор Института проблем образовательной политики "Эврика" Алла Антонова, специалист по психологии дошкольного образования Николай Веракса, учитель красноярской гимназии "Универс" Сергей Курганов. Вечерний пленум, г. Нарва, 1992

Александр Адамский и учащиеся из Свободной школы США. Проект «Школа без границ». «Эврика-Авангард", Подмосковье, г. Солнечногорск, 1992 г.

Детский психолог, разработчик теории познавательных способностей ребенка Леонид Венгер. «Эврика-Интенсив», Краснодарский край, п.Небуг, 1990

Педагог Елена Ушакова и урок диалога культур. Подмосковье, 1993

Педагог, основатель газеты «Первое сентября» Симон Соловейчик с участниками семинара. Подмосковье, 1992

Мастер-класс по хореографии. Подмосковье, 1993

Руководитель научно-методического центра "Развивающее обучение", психолог, педагог, лингвист Владимир Репкин. «Эврика Интенсив", г. Краснодар, 1992

Философ Феликс Михайлов и психолог Александр Лобок. «Авторская школа – Эврика», г. Москва, 2002.

(Слева направо) Ведущий специалист по образованию Московского представительства Всемирного банка Исак Фрумин, директор «Школы самоопределения» Александр Тубельский, доктор психологических наук, главный редактор журнала «Искусство в школе» Александр Мелик-Пашаев. «Авторская школа – Эврика», г. Москва, 2002.

Версия

Образование гражданского общества

Каждый из нас формируется как личность во взаимодействии со школьной системой.
Читать полностью ...
Евгений Медреш