Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 8 (146) от 4 июля 2017 г. Подписка Редакция Контакты
14980149791497814977149761497514974149731497214971

доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
Татьяна Клячко

Родители поверили в ЕГЭ

К сожалению, задача повышения заработной платы педагогов так и осталась до конца нерешенной. Согласно мониторингу, проведенному нашим Центром в этом году, число негативных ответов учителей на этот вопрос стало заметно превышать число позитивных. Стимулирующая система оплаты труда перестала работать, активность учителей снизилась, они больше настроены на минимизацию усилий, нежели на развитие. Примерно треть учителей признает, что они «вынуждены подрабатывать» вне школы. Кстати, эта цифра не меняется последние три года. Скорее всего, это связано с тем, что люди не всегда честно отвечают на данный вопрос. Думаю, истинная доля подрабатывающих гораздо выше.

В то же время 85% родителей оценивают уровень образования в тех школах, где учатся их дети, как хороший, но в целом по стране в общем образовании, по их мнению, складывается неблагополучная ситуация. Я объясняю этот парадокс тем, что родители тем тщательнее выбирают школу для своего ребенка, чем больше они не доверяют качеству общего образования, а выбрав школу, они считают, что качество образования в ней хорошее.

Улучшилось отношение родителей к ЕГЭ: все большее количествореспондентов считает, что Единый экзамен можно успешно сдать без репетиторов. Если раньше таких оптимистов было около 20–25%, то сейчас в некоторых регионах уже порядка 40%.

Если говорить об общей политике в сфере образования, то руководитель Минобрнауки Ольга Васильева пытается поднять престиж школы и увеличить учительскую зарплату, но эту задачу ей будет решить очень трудно, поскольку зарплата педагогов, «привязанная» майским указом президента России к средней зарплате по экономике региона, либо заморожена, либо снижается, в том числе и за счет изменения методики расчета, введенной Росстатом.

В системе высшего образования материальное положение преподавателей очень дифференцировано: в федеральных и национальных исследовательских университетах оно более благополучно, в обычных региональных дела обстоят хуже (иногда значительно), и далеко не всегда, к сожалению, зарплата зависит от квалификации ППС.

В то же время нагрузка на преподавателей вузов растет: они должны публиковаться в рейтинговых научных журналах, принимать участие в научных конференциях (часто и то и другое за собственные деньги). Даже от американских профессоров, работающих в элитных университетах, не требуют такого количества публикаций, сколько от наших.

Растет ли качество образования в вузах? Если говорить о моем опыте, то в этом году уровень подготовки студентов (я работаю с магистрантами) стал выше. Это можно связать как с конкретной ситуацией в конкретном вузе, так и с общей тенденцией в стране, отражающей улучшение качества образования в вузах, в том числе и в региональных (в нашу магистратуру поступает много выпускников бакалавриата из регионов).



Социальные комментарии Cackle