Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 7 (145) от 17 мая 2017 г. Подписка Редакция Контакты
14951149531495514950149491495414948149471494614945149521494414943

старший воспитатель детского сада № 32 «Страна чудес», г. Зеленогорск Красноярского края
Елена Непомнящая

Время выбора

Что для вас значит участие в конференции «Эврика-Авангард»?

– На конференции «Эврика-Авангард» мы имеем возможность познакомиться с опытом работы инновационных сетей, научных школ. Это очень важно для того, чтобы создать свое представление о результатах образования-2030 и понять, чему и как учить. Главный вывод обсуждения состоит в том, что школа должна меняться, и дошкольное образование тоже не может стоять на месте.

Каковы механизмы достижения образовательных результатов 2030 года? Какие из сегодняшних можно использовать, какие нужны новые, которых еще нет?

– Одним из механизмов достижения образовательных результатов является индивидуализация образования. Признание за ребенком права на образование с учетом его возможностей, потребностей и интересов. А для этого, с моей точки зрения, необходимо находить технологии, которые не позволят уравнивать образовательные результаты. Такая технология в дошкольном детстве существует, и уже немало лет – это технологии развития способностей ребенка посредством моделирования, которая появилась благодаря Л.А. Венгеру, прошла научную апробацию и послужила основой для программы «Развитие», разработанной под руководством О.М. Дьяченко. Уже тогда способности ребенка определялись как ведущие компетенции, а так называемые ЗУНы – как опыт, который появляется вслед за развитием способностей. Работая по этой программе, педагог должен выстраивать индивидуальные маршруты сопровождения своих воспитанников, ибо иначе одному будет уже неинтересно, а другому – еще недосягаемо. Тогда и появляется вопрос о личности педагога, о понимании им законов развития детской психики и ведущих видов деятельности, в которых развитие ребенка будет протекать осмысленно для него самого. Специфика развития дошкольника такова, что он не может осознать, что какие-то навыки ему понадобятся для дальнейшей жизни. Он будет включен только в ту деятельность, которая ему интересна здесь и сейчас. А это игровая деятельность, которая зачастую игнорируется современным педагогом.

Нынешнее время диктует нам свои законы – неопределенность, многообразие. И исходя из этого, образование дошкольников необходимо выстраивать так, чтобы не «мудрый» взрослый рассказывал ему о мире, а в процессе возникающих перед ребенком задач он сам (с поддержкой взрослого) овладевал культурным опытом человечества и расширял границы своего собственного. Такой задачный подход нравится современному дошкольнику, он развивает любознательность, самостоятельность, инициативность.

Это главная задача сегодняшнего дня дошкольного образования.

Но есть и проблемы. Например, обеспечение безопасности дошкольников на протяжении нескольких последних лет препятствует развитию детской самостоятельности. В детском саду ребенок замкнут в стенах группы, из которой выходит только на прогулку, в музыкальный и физкультурный залы и только под присмотром взрослого. Дома дети лишены возможности совместных прогулок со сверстниками и компенсируют этот недостаток виртуальными прогулками на просторах интернета. Мы лишили ребенка почти всех инструментов творчества – ножниц, степлера, ножа и т.д. Все только под контролем взрослого! Поэтому в свое свободное время ребенок лишен инструментария для выражения своих замыслов в продуктивных видах деятельности, которые являются специфичными для дошкольного возраста. Вот здесь у современного педагога пустота, нет четко прописанных технологий развития самостоятельности и ответственности в дошкольном возрасте, и необходимо быть смелым, брать на себя ответственность и по крупицам накапливать опыт и выстраивать технологии выбора, поддержки инициативных ситуаций развития ребенка. Разработанная нами технология TimeChoice («Время выбора») закрепляет за ребенком право своего свободного времени, где он действует по собственному замыслу, свободно передвигается по детскому саду, выбирает дела в пространстве группы и всего детского сада. Это позволило нашим дошкольникам освоить систему правил как норму поведения ответственного дошкольника. В пространстве OpenSpace ребята разных возрастов и разных образовательных потребностей реализуют свои собственные замыслы, учатся самостоятельно планировать свою деятельность и достигать желаемого результата.

Какие перемены необходимы в недалеком будущем в системе дошкольного образования?

– На сегодняшний день пришла пора пересмотреть должностные инструкции работников детского сада, перестроить функционал младшего воспитателя по взаимодействию с дошкольниками (а не только по соблюдению порядка и чистоты, что порой самостоятельные дети могут частично делать без помощи взрослых), воспитателя – по развитию и поддержке детской игры (а не проведению занятийных форматов взаимодействия с воспитанниками), старшего воспитателя – по разработке технологий развития дошкольников, сопровождению деятельности воспитателя (а не только контролю и ведению документации), а главное, надо воспитывать совместную ответственность за образовательный результат – как сегодняшнего дня, так и недалекого будущего-2030.

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle