Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 7 (145) от 17 мая 2017 г. Подписка Редакция Контакты
14951149531495514950149491495414948149471494614945149521494414943

председатель комитета по образованию Нововаршавского района Омской области
Зоя Халюта

В сети уйдут 20% учеников

Что для вас означает участие в конференциях «Эврики-Авангард»?

– Участие в «Эврике» позволило нам ставить перед собой инновационные задачи, а весенняя конференция нынешнего года дает нам возможность «сверить часы» с российской системой образования и понять, в правильном ли направлении мы движемся. Попытка заглянуть на 13 лет вперед – это правильно поставленная задача, потому что современная школа должна работать на опережение.

Я представляю сельские школы. И педагогам, и местному сообществу важно знать, как они будут развиваться в ближайший период.

Раньше было принято говорить, что школа сохраняет село, а ее закрытие ведет к вымиранию села. Насколько актуально это утверждение сегодня?

– Время очень изменилось, и сегодня правильной была бы другая формулировка: село сохраняет школу, успешное развитие которой напрямую зависит от социально-экономической ситуации в данной территории. Если у людей есть работа, они не уезжают из сел, их дети ходят в местные школы. Если в селе есть школа, но нет рабочих мест, люди все равно уедут туда, где есть возможность работать.

Сельские школы за последние годы пережили большие социальные потрясения: это и оптимизация сети, и дефицит учительских кадров, и социально-экономический кризис аграрного сектора. И если говорить об отдаленных результатах, то главным из них должно стать встречное движение сельской школы по направлению к аграрному сектору – с одной стороны, и осознание сельским сообществом необходимости взаимодействовать со школой – с другой.

В чем должно выражаться это взаимодействие?

– Фермерские хозяйства сегодня остро нуждаются в кадрах, которые способны подготовить только сельские школы. Поэтому перед сельской школой сегодня стоит задача профориентации учащихся на сельскохозяйственные специальности. В сельские школы должен вернуться общественно полезный труд, программы обучения фермерству.

Вторая не менее важная задача – профориентация сельских школьников на педагогические профессии.

А для создания профильных классов (аграрных, педагогических и других) и расширения образовательных возможностей учащихся необходимо создавать сетевые объединения сельских школ. Все технические условия у нас для этого имеются: Интернет, дистанционные технологии позволяют преодолевать расстояния. Информационные технологии как раз и позволяют нашим детям быть конкурентоспособными.

Но в этом есть и определенная опасность: выпускники школ, вооруженные современными знаниями и компетенциями, часто покидают село?

– Многие выпускники сельских школ Нововаршавского района поступают в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и на свою малую родину уже не возвращаются. Это их право, их выбор. В то же время можно привести немало примеров, когда выпускники, окончившие педагогические и аграрные классы и поступившие в профильные вузы, приезжают работать в села, и таким образом решается проблема кадрового дефицита. Своим опытом мы поделились с участниками весенней конференции «Эврика-Авангард» и узнали много интересного из практики наших коллег.

Какие изменения в системе образования-2030 будут зависеть от министерства, какие от регионов и муниципалитетов, какие – от школ, учителей?

– От министерства будет зависеть стратегия развития российского образования и степень согласованности ее с регионами. От регионов зависит сохранение и социально-экономическое развитие региона через систему образования (приоритеты, программы, кадры, поддержка инновационного развития), опирающиеся на самобытность региона и его инновационные вызовы. От муниципалитетов – глубокое изучение социально-экономического состояния и возможные перспективы его развития, обеспечение через систему образования становления и действенного участия органов местного самоуправления в формировании предпринимательской инициативы и укладности (в том числе сельской) и в создании достойной и привлекательной среды проживания. От школы зависит и будет зависеть подготовка и отбор лучших для своей системы образования педагогических кадров, которые способны через школу развивать общество, а также воспитание гражданской ответственности, развитие индивидуальности и социальной активности. От учителей будет зависеть сохранение профессии и повышение ее престижа, усиление многофункциональности педагогической деятельности, умение извлекать информацию различными способами и обучать этому своих учеников.

Каким, по вашему мнению, будет соотношение детей в школах, на семейном обучении, в сетях?

– На мой взгляд, семейной формой обучения воспользуются 7–10%, в сети уйдут 20%, в школах останется 67–70%.

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle