Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 7 (145) от 17 мая 2017 г. Подписка Редакция Контакты
14951149531495514950149491495414948149471494614945149521494414943


Людмила Петерсон

Главное – умение учиться

Школа завтрашнего дня – это прежде всего те инновации, которые сегодня внедряются в практику. К числу таких инноваций можно отнести деятельностный метод Людмилы Петерсон, ее дидактическую систему, непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников и 1–9-х классов школы, надпредметный курс «Мир деятельности».

Людмила Георгиевна – доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии президента в области образования, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО, научный руководитель ФИП «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования ДО–НОО–ООО», лидер Инновационной методической сети «Учусь учиться» – провела конференцию в рамках весенней сессии «Эврика-Авангард-2017».

– Людмила Георгиевна, какое впечатление у Вас от конференции?

– Я очень благодарна организаторам этой конференции за то, что они предоставили площадку для дискуссии, для высказывания мнений, осмысления результатов, достигнутых в разных творческих коллективах и определения путей дальнейшего развития нашей системы образования. Согласна с тем, что будущее образования вершится сегодня в рефлексии инновационных практик, поэтому идея собрать вместе лидеров образования, познакомиться с итогами почти двух десятков конференций, за каждой из которых стоят сотни и тысячи участников, попытаться очертить зону нашего ближайшего развития, по-моему, уникальна и исключительно плодотворна.

Прекрасная организация конференции. С самого начала была четко задана рамка обсуждения, определены конкретные цели. Мне понравилось, что Александр Изотович поставил задачу не фиксироваться на узких специфических проблемах, о которых каждый разработчик может вещать бесконечно, а сосредоточиться на понимании общего вектора движения вперед, согласовании стратегии, того, что имеет сущностное значение для планирования будущих образовательных результатов.

На конференции царила доброжелательная атмосфера,где представители разных научных школ пытались услышать друг друга, сопоставить свои позиции и совместно решать проблемы будущего образования для наших детей. Для меня это особенно актуально, так как я являюсь заочным членом «клуба бабушек», о котором говорила на открытии конференции депутат Госдумы Любовь Духанина – мой внук в этом году идет в 1-й класс и к 2030-му станет выпускником.

В первый же день стало очевидно, что практически все научные коллективы имеют общие позиции по поводу целей и ценностей образования, и это вдохновляет. Как известно, «для парусника, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Мы согласованы в главном – в понимании вектора развития: построение школы, которая учит детей решать задачи и проблемы в условиях неопределенности. А значит, мы можем сделать следующий шаг: консолидировать достижения всех инновационных методических сетей, чтобы усиливать друг друга.

– Что больше всего интересовало учителей – участников конференции? Какие вопросы они чаще всего Вам задавали?

– Конференция показала, что учителя понимают и поддерживают выбранный вектор развития к школе-2030. В нашей группе мы пришли к выводу о том, что ФГОС, несмотря на то, что они нуждаются в совершенствовании, доработке, коррекции, в целом полностью отвечают современным объективным вызовам и запросам общества. Поэтому метапредметные, предметные и личностные результаты, с нашей точки зрения, останутся до 2030 года. Вопрос в том, что именно мы будем измерять, какие из этих результатов будут превалировать, каким способом их достигать, как обучить учителя и как в разных инновационных методических сетях построить систему трансляции инноваций?

Мы в своей группе согласились с тем, что приоритет на ближайшую перспективу должен быть отдан формированию умения учиться. Не потому, что мы вдруг этого захотели, а просто потому, что ориентация на предметные результаты не решает проблемы, которые стоят сегодняперед школой – не они определяют успешность подготовки выпускника. Это вопрос вчерашнего дня. А переход к приоритету метапредметных и личностных результатов дает возможность работать на будущее, на перспективу.

В России в настоящее время есть уникальная возможность определить конкретный перечень формируемых метапредметных и личностных результатов не случайным образом, а опираясь на достижения российской методологической школы. Так, построенная в методологии «лестница» личностного развития человека со всей очевидностью показывает, что сегодня нам нужно сконцентрироваться на достижении именно метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и умения учиться в целом.Без освоения инструментов саморазвития невозможно системное формирование ребенком своих личностных результатов (а за него их никто не сформирует), поэтому переходить к приоритету, например, личностных результатов сегодня преждевременно – перескочить через ступеньки «лестницы» не получится, так как каждая из них опирается на предыдущую. При этом параллельно с формированием умения учиться надо накапливать опыт освоения детьми личностных результатов с тем, чтобы на следующем этапе он стал основой достижения данных целей как целей деятельности, а не абстрактной мечты.

Перечень метапредметных результатов удобно определять, опираясь на психологию и построенные в методологии структуры учебной деятельности, коммуникации, мотивации, общения, мыслительных операций и пр. Это важно еще и с точки зрения создания критериальной базы для измерителей метапредметных результатов. Есть методологический закон –любая система деятельности работает на цели, которые контролируются, поэтому главным условием перехода системы образования к новому качеству является приведение в соответствие целей образования и средств контроля за их выполнением. Если мы будем проверять только предметные результаты, то никаких сдвигов в реализации поставленных целей не произойдет. Ровно то, что мы наблюдаем сегодня в практике образования: несмотря на риторику «УУД», учителя, как правило, подстраивают свою деятельность под требования ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и продолжают натаскивать своих учеников на предметные результаты. Поэтому очень важно разработать, апробировать и дополнить ЕГЭ системой контроля метапредметных результатов образования.

В нашей сети «Учусь учиться» мы построили основанный на законах методологии способ формирования и измерения метапредметных результатов, начиная с дошкольной подготовки, а затем в начальной и основной школе, а также систему подготовки педагогов и трансляции этой инновации в методических сетях. Широкая апробация предложенных нами педагогических инструментов проходит, начиная с 1997 года в ходе всероссийского эксперимента. Последний его этап – 2011–2016 гг.–объединил около 500 образовательных учреждений из 56 регионов России. Наш опыт показал, что ресурс использования деятельностного метода позволяет превысить средние общероссийские показатели предметных результатов по математике на 10–30%, а метапредметные – на 20–50% за счет интереса, с которым учатся дети, понимания ими смысла учения, личностного отношения к изучаемому содержанию. Ведь то, что человек создал сам, им ценится и запоминается надолго. Это и объясняет, почему75% участников национальной сборной по математике – это школьники, которые занимались по курсу математики «Учусь учиться», то есть деятельностным методом (при его распространенности примерно 5–10%).

– Как сделать эти прорывные результаты достоянием массовой школы? Как обучить учителя?

– Эти инструменты трансляции инноваций мы тоже обсуждали и согласовали в нашей рабочей группе, и я рада, что разговор шел в контексте взаимодополнения того, что делается в разных научных школах.

Конечно, у всех есть своя система подготовки педагогов. Мы тоже за 20 лет работы создали многоуровневую систему обучения учителей и воспитателей и на очных курсах (на базе АПК и ППРО), и на выездных и дистантных курсах (на базе Института СДП).

– Для трансляции инноваций сегодня чаще всего используются стажировочные площадки. Насколько они эффективны?

– У нас, например, сейчас работает более 30 таких площадок в разных регионах России. Но мы столкнулись с тем, что они не справляются в полной мере с задачей трансляции, поскольку у школы нет функционала повышения квалификации педагогов, и по самым разным причинам сети, которые создаются на базе школ, оказываются недолговечными, нестабильными. Школа развивается как стажировочная площадка, пока это отвечает на данный конкретный момент задачам ее развития. Но вот учитель, выполнявший обязанности тьютора, стала мамой или переехала в другой район, или директор школы увлекся другой инновацией, или на его место пришел другой директор, у которого другие приоритеты – и сеть, в создание которой вложено огромное количество труда, разрушается.

Единственный реальный способ продвижения системных инноваций (к которым, очевидно, принадлежит и деятельностный метод обучения) в массовую практику – это создание ресурсных центров на базе региональных методических центров (городских, областных, окружных). Такие региональные сети гораздо более устойчивы, они не зависят от ситуации в конкретной школе и позволяют системно и полноценно решать задачу внедрения инновации в практику работы массовой школы, взаимодействуя с авторскими центрами и оставляя им роль подготовки тьюторов.

Создание таких сетей позволит организовать мягкий, поэтапный, понятный для педагогов и родителей переход к новой школе. На конференции в своей группе мы представили разработанный нами вариант «дорожной карты» такого перехода.

– Оживленные дискуссии среди участников вашей конференции вызвал вопрос взаимодействия школы с родителями. Какие новые предложения прозвучали на эту тему?

– Все без исключения участники конференции подчеркивали возросшую значимость выстраивания взаимодействия с семьей, ведь именно семья в первую очередь влияет на воспитание ребенка, закладывая у него представления о том, какова жизнь и по каким правилам в ней можно действовать. Однако сегодня налицо кризис представлений родителей о том, чему учить, как учить и как воспитывать. Учить и воспитывать так, как их учили и воспитывали родители, невозможно – это просто не работает, а как это делать по-другому, они не знают. Люди пока живут старыми мерками и не вполне осознают процессы, происходящие в обществе и в культуре.

Многие современные семьи в соответствии со сложившимися представлениями о качественном образовании ждут «накачки» своих детей знаниями и умениями, не осознавая, что это не прибавляет конкурентоспособности их ребенку, а приводит в дальнейшем к серьезным последствиям: к апатии, равнодушию или агрессивности, заболеваниям телесным и духовным. Конечно, не все семьи такие. Есть любящие, понимающие, мудрые, терпеливые. Но, к сожалению, их не так много.

Семье сегодня нужна помощь в осознании новых реалий и поддержка в освоении новых способов общения со своими детьми. Современные школа и детский сад должны стать детско-родительскими центрами, создающими для ребенка единое образовательное пространство.

Мы выслушали много предложений и поняли, что готовых решений на сегодня нет, но есть понимание того, что с родителями надо работать по-новому. Им недостаточно прочитать лекцию, новые знания они должны получить в своей собственной деятельности точно так же, как должны добывать знания их дети. Только так родители смогут осознать ценность и эффективность новых подходов к образованию для жизни в современном обществе, ведь своего собственного опыта деятельностного обучения у них нет. А для этого надо включать мотивационные механизмы, использовать рефлексивную самоорганизацию, вовлекая родителей в совместный поиск, в пространство саморазвития.

Мы, как и остальные научные коллективы, находимся в поиске, в процессе разработки и апробации новых моделей взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, школы. Это одно из важных направлений нового этапа всероссийского эксперимента, который мы планируем на 2017–2022 годы. Мы рады, что некоторые из участников нашей секции заинтересовались этим направлением нашей работы и выразили желание принять в ней участие.

– Сейчас много говорят о выявлении и поддержке одаренных детей. Будет ли эта задача актуальной в 2030 году?

– «Выращивание» способностей и одаренности – еще один из 12 модулей будущего пятилетнего всероссийского эксперимента, который мы запускаем в сентябре 2017 года. Сегодня в российских школах работа с одаренными детьми уже ведется на государственном уровне, многое делается для их поддержки. Следующий шаг, который нам видится – переход от продвижения детей, проявивших каким-то случайным образом свои способности и таланты, к внимательному отношению к личности каждого ребенка, созданию среды, где все взрослые и дети знают, что тот или иной дар есть у каждого человека, и учатся с уважением и радостью относиться к достижениям, где задача развития способностей каждого ученика, выявления и поддержки его дара – общая задача всего коллектива класса.

Такой подход, безусловно, поможет нашей стране многократно приумножить свой человеческий потенциал, ведь наши дети и наши педагоги невероятно талантливы. А для этого здесь также надо, используя методологические законы, создать пространство саморазвития как для детей, так и для взрослых – учителей, воспитателей, родителей.

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle