Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 7 (145) от 17 мая 2017 г. Подписка Редакция Контакты
14951149531495514950149491495414948149471494614945149521494414943


Единомышленники

Кулуарные блиц-интервью, взятые у участников конференции, дают живой социологический срез коллективных профессионально-педагогических надежд и ожиданий в перспективе ближайших тринадцати лет. Этот срок невелик. И будет крайне интересно обратиться к авторам этих мнений из 2030 года с просьбой оценить силу их сегодняшнего прогностического потенциала.


Какие образовательные результаты-2030 окажутся ведущими? Почему именно эти, а не другие?

Илья Новокрещенов, директор школы № 2095 «Покровский квартал», г. Москва:

– На первое место выйдут не предметные результаты, к которым мы все привыкли, а личностные и метапредметные результаты. Личностные – результаты, которых ребенок достигает с развитием собственной личности. Метапредметные – результаты, которые важны независимо от того, чем человек непосредственно занимается. Например, умение читать и понимать прочитанное не менее важно на математике, чем на русском языке и т.д.

Инна Каракчиева, ведущий советник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, г. Москва:

– Образовательными результатами могут и должны быть сквозные компетенции, которые развиваются на протяжении всего периода обучения – начиная с дошколки и заканчивая периодами переобучения, переквалификации, которых, похоже, будет немало в нашем веке у каждого среднестатистического работника.

Игорь Реморенко, ректор МГПУ, г. Москва:

– Те результаты, о которых говорят сегодня, – это и коммуникативные навыки, и умение работать в большом информационном поле, взаимодействовать друг с другом, выбирать оптимальные решения из нескольких возможных. Все это вполне реалистично. Но тут надо сказать, что, конечно, к 2030 году появятся какие-то новые вызовы, о которых мы сейчас не знаем, и значительно важнее не определять эти результаты, а придумывать, каким образом можно договариваться и двигаться к результатам, которые будут появляться по ходу этого движения.

Мухамед Лихов, директор лицея № 1, г. Тырныауз:

– Для меня важно увидеть в результатах 2030 года прежде всего личностные.

Ольга Цой, руководитель центра детской культуры «Академия ТИМЕЙ» и проекта «Академия фонариков», г. Москва:

– Что такое учитель-2030? Это человек, который является «учительствующим учеником», который все время образует себя, проявляет себя творчески, умеет создавать пространство, в котором ученик познает сам себя легко и радостно. Это тот человек, который может с восторгом передавать свои знания.

Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования (ФИРО), академик РАО, г. Москва:

– Главными результатами будут личностные результаты. Главный личностный результат – это сложный человек, человек, готовый к изменениям, самодостаточный, саморазвивающийся. Готовый к любым изменениям в мире неопределенности.

Элла Алибекова, заместитель директора образовательного комплекса № 1265, г. Москва:

– На мой взгляд, те образовательные результаты, которые прописаны в стандарте: личностные, предметные и метапредметные – они и сохранятся к 2030 году.

Каковы механизмы достижения образовательных результатов-2030?

Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования (ФИРО), академик РАО, г. Москва:

– Ключевые механизмы – это поиск информации в сети, связанный с индивидуальными траекториями, индивидуальным жизненным путем каждого ребенка. А жизненный путь каждого из нас – это история отклоненных альтернатив: кем бы ты хотел стать и кем не стал.

Ирина Щекина, воспитатель детского сада № 7, г. Заречный:

– Есть такая рекомендация: «Хочешь помочь – не мешай!». Самый главный механизм – детям не нужно мешать. Нужно создавать условия, чтобы им было интересно получать те знания, которые мы им можем дать. Эти знания не нужно навязывать, их нужно предлагать на выбор. И тогда ребенок сам решит, хочет ли он заняться тем или другим, с тем или иным товарищем, в группе детей или индивидуально с педагогом.

Мухамед Лихов, директор лицея № 1, г. Тырныауз:

– Определяется тем, насколько сейчас диалог между властью, школой и социальным окружением школы будет эффективно выстроен для того, чтобы совместными усилиями решить эти проблемы.

Алексей Семенов, академик Российской академии наук, директор Института образовательной математики академии наук, г. Москва:

– Один из механизмов – это радикальное изменение курса «Технология» в школе (то, что было «трудом» при советской власти). Правительство примет этим летом концепцию технологического образования.

Инна Каракчиева, ведущий советник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, г. Москва:

– Говоря о родителях, надо понимать, что это ключевые заказчики. Но дело в том, что родительская позиция формируется под влиянием социальной среды, под влиянием педагогической среды и под влиянием системы образования в целом.

Что зависит в этом вопросе от министерства, что – от регионов, что – от муниципалитетов, что – от школ, что – от учителей, что – от родителей?

Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования (ФИРО), академик РАО, г. Москва:

– Прежде всего – от учителей. Именно от них зависит, чтобы они помогли ребенку стать уверенным в себе, чтобы мотивация в школе не была мотивацией палки или пряника, а была мотивацией саморазвития. Это главное.

Мухамед Лихов, директор лицея № 1, г. Тырныауз:

– Мы сейчас пытаемся найти новые способы организации образовательного процесса, новые технологии, когда учителя объединяются в решении педагогической задачи, начинают обсуждать между собой эти проблемы и начинают понимать, что надо делиться ответственностью, педагогическая ответственность должна быть коллективной. За конечный результат должны отвечать все вместе.

Инна Каракчиева, ведущий советник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, г. Москва:

– Профессионально-экспертное сообщество должно формировать свою позицию, свое видение, давать рекомендации для министерства. Министерство, в свою очередь, должно поддерживать эту позицию и, используя механизмы управления, реализовывать то, что подсказывает профессионально-экспертное сообщество.

Ольга Цой, руководитель центра детской культуры «Академия ТИМЕЙ» и проекта «Академия фонариков», г. Москва:

– Что такое школа-2030? Это пространство, в котором царят эвристические методы познания, где происходят открытия. Это место, в котором всегда стоит вопрос: «А кто я есть на самом деле?»

Ирина Щёкина, воспитатель детского сада № 7, г. Заречный:

– Педагог должен в первую очередь развивать инициативность ребенка, услышать его, помогать осваивать способы и средства самостоятельного поиска ответов, но ни в коем случае не довлеть и не давить, если ребенок сейчас к решению образовательной задачи не готов.



Социальные комментарии Cackle