Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 9 (138) от 15 декабря 2016 г. Подписка Редакция Контакты
148711486914870148671486614865148641486314862148611486014859

научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования, министр образования и науки Самарской области в 1995–2005 гг.
Ефим Коган

Суть вопроса

Реформа – не цель, а средство

В бытность министром вы принимали активное участие в реформировании образования: ваш регион был первым по введению нормативно-подушевого финансирования и ЕГЭ. Как вы оцениваете результаты тогдашних нововведений?

– Реформы – это не цель, а средство решения вполне конкретных задач. Не надо превращать реформирование в непрерывную деятельность.

В тот период, когда я работал министром, происходило становление рыночной экономики, и образование необходимо было приспособить к этим новым условиям. В то время началось введение и нормативно-подушевое финансирование вводилось для того, чтобы создать в этой сфере конкурентную среду. У образовательных организаций появился стимул бороться за учеников, поскольку за ними следовали средства, и, как следствие, такие школы становились более привлекательными и конкурентоспособными. Считаю, что эти нововведения себя оправдали и с финансовой, и с организационной точки зрения, но главное достижение заключается в том, что изменилось мышление людей. Кроме того, активизировались создание эффективной инфраструктуры и сетевых форм взаимодействия, что позволило повысить качество обучения в отдаленных и малокомплектных школах. И Сегодня результаты ЕГЭ выпускников сельских школ уже не уступают результатам их городских сверстников.

Считаете ли вы провозглашенные в рекомендациях Сети сетей принципы – индивидуализация, многообразие, самостоятельность школ – стратегическими направлениями развития общего образования?

– Мало провозгласить направления развития – необходимо найти механизмы их осуществления. Воплотить в жизнь идею индивидуализации в массовом образовании невозможно, не используя для достижения этой цели ресурсы дополнительного образования. Надо искать способы объединения возможностей общего и дополнительного образования для воспитания личности, способной решать задачи, которые будут стоять перед обществом в ближайшей перспективе. Самостоятельность – очень важное качество. Нельзя формировать самостоятельную личность в несамостоятельной школе. Финансовая, методическая, технологическая самостоятельность определяют поведение, формы и способы деятельности, наконец, взаимодействие учеников и персонала. Нельзя сформировать то, что отсутствует в собственном арсенале. Это вообще проблема более широкого плана – школа формирует личностные качества через собственную организацию и архитектурно-планировочное решение собственных зданий. У школы нет только одной свободы – на образовательные результаты. Их задают ФГОС и учредитель.

Как вы оцениваете обсуждение, состоявшееся в Сети сетей на Общероссийском гражданском форуме?

– Важно то, что люди обсуждают проблемы, исходя из собственного опыта, пытаются найти общее решение. Но я бы предпочел расширить тематику дискуссий. Например, одна из насущных проблем сегодняшнего образования заключается в том, что мы не учим школьников ключевым (метапредметным) компетенциям, несмотря на то что они заявлены в стандарте второго поколения. Наше образование как было, так и остается предметоцентричным, формирует предметное знание. Его еще предстоит превратить в освоение универсальных деятельностей, ведь сами предметные знания не являются способами деятельности и целью образования. Знания ценны постольку, поскольку позволяют построить деятельность. Ценность образования именно в освоении деятельностей. Если этого не происходит в школе, граждане тратят часть жизни на формирование этих компетенций вне ее, а государство и общество теряют свой продуктивный ресурс.



Социальные комментарии Cackle