Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 12 (95) от 27 июня 2014 г. Подписка Редакция Контакты
142761427514274142731427214271142701427714269142681426714266142651426414263


Александр Адамский

Тема

Допуск к застою

Удивительное дело: практически все эксперты сходятся на том, что в образовательной политике происходит консервативный поворот, но назвать причины и тех, кто отвечает за то, что этот поворот происходит – либо боятся, либо не хотят портить отношения.

Маятник образовательной политики качнулся в сторону, противоположную инновационности, свободе, многообразию и вариативности, поддержке инициатив и делегированию ответственности, развитию индивидуального подхода и вообще – развивающему образованию.

Воодушевляющее управление (слова С.Л. Соловейчика), поддержка достоинства и сотрудничества, снижение давления бюрократии и надзирательства над школой – все это отходит (если еще не отошло) на задний план.

А ведь еще пять лет назад, в разгар нацпроектов, министр Фурсенко провозглашал неоднократно, что нацпроект – пусковой механизм образовательной политики, ориентированной на инициативу и самостоятельность регионов, муниципалитетов, школ, директоров и учителей.

И вдруг пару лет назад все стремительно стало меняться.

Надзор и контроль приобрели тотальный характер.

Вал поручений захлестнул систему, и отчетность на всех уровнях превратилась в содержание деятельности всех без исключения администраторов, от завуча до министра.

И сами администраторы, от завуча до министра, стали частью этого механизма.

Мотивация учителей и администраторов, которая начала теплиться, когда начали подниматься зарплаты, стало поступать оборудование, автобусы, компьютеры, появился интернет, заговорили об общественных управляющих, когда 5 сентября 2005 года президент В. Путин заявил, что инновационные процессы становятся основой образовательной госполитики – люди поверили, директора стали убеждать учителей и родителей проводить модернизацию, появилось дело!

Но начиная с 2010 года эти процессы пошли на убыль.

А с 2012-го, при смене руководства ведомства, вектор окончательно изменился.

В правительстве зародилась какая-то своя жизнь, далекая от реальности, инопланетная, поглотившая и ведомство.

Несчетные поручения, зубодробительные "селекторы", выкручивание рук регионам, продавливание безумных показателей, бюрократическая система мониторинга, отчетность и надзор, доведенные до безумия.

Дорожные карты по исполнению поручений правительства превратили реализацию майских (2013 г.) указов президента в трагикомедию.

Источники (финансовые) выполнения явно завышенных обязательств регионов неизвестны. Федерация обещает средства, но их, скорее всего, не будет. Самостоятельно выполнить «свои» обязательства регионы не смогут. Это трагедия, потому что если брать деньги в кредит для исполнения этих обязательств, то задолженность вырастет до заоблачных высот и регионы станут банкротами.

А комедия, потому что все понимают, но играют в игру «если не выполнишь – положишь партбилет на стол!».

Министерство превратилось в бездумного транслятора поручений и грозного надзирателя за регионами, которого, впрочем, никто не боится, но смеяться над которым никто не хочет – мало ли что.

Отсутствие смысла превращает образовательную деятельность в свою противоположность: вместо просвещения – затемнение. А вместо образовательной политики - командно-административное продавливание необоснованных и непросчитанных решений, ручное управление запросами и отчетами.

И в этой удушливой атмосфере гонки за показателями метастазы бессмысленности и деградации идут по всей системе.

Экспертное сообщество, как всегда, разобщено, выставить министерству «гамбургский счет» не в состоянии.

Депутатский корпус задает как раз эту самую консервативную, а местами реакционную линию в образовательной политике.

Правительство, как уже было сказано, своими способами мелочного контроля и надзора над исполнением показателей только усугубляет застойные явления в системе образования.

…Министерство образования объявило, что сочинения будут допуском учащихся к итоговой аттестации.

То есть не усилением интереса и мотивации, не развитием творческих способностей и любви к литературе и языку, а страхом перед недопуском к итоговой аттестации учителя будут повышать уровень литературных знаний.

Все логично, допуск к застою – как пародия на управление.

Только вместо сочинения – согласие на культ бессмысленности и управление школой через страх и надзор.

Можно, правда, закрыть свою норку и спрятаться от стремительного застоя.

Ну так школу-то не закроешь!

Или есть и такие расклады?



27 июня 2014 г.
Социальные комментарии Cackle