Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 8 (91) от 14 апреля 2014 г. Подписка Редакция Контакты
1421614215142141421314212142111421814219142171421014220

доктор педагогических наук, профессор Удмуртского государственного университета
Нина Ерофеева

Гендерный подход

Не мода, а руководство к действию

Гендер – это не «мода» в педагогике, а разумный процесс построения обучения с использованием индивидуального подхода.

Мне не очень понятно, когда говорят о «модном» и «не модном» в педагогике. Наверное, это не совсем корректно, когда в системе обучения и воспитания есть такие понятия. Но тем не менее…

Сегодня очень часто говорят о раздельном обучении мальчиков и девочек, одним из «модных направлений» в образовании стал гендерный подход. Педагоги, не углубляясь в понятийный аппарат гендерного направления, решили, что это вопрос о раздельном обучении. Но в истории нашего образования подобный процесс уже был, и он не стал массовым в силу множества причин.

Способствует ли современная школа формированию личности мальчика и девочки и содействует ли подготовке к выполнению социальных ролей? Как при обучении в школе учитывается половая принадлежность детей? Какова роль учителя в формировании у детей адекватной полу модели поведения?

Вопросы для размышления

Обучающая среда для ребенка существует в любом месте, где он находится; таким образом, все мы являемся учителями. Используя понятие «скрытый учебный план», предложенное социологом Е.Р. Ярской-Смирновой, и анализируя его применение в педагогической практике, мы конкретизируем, чтоскрытый учебный план – это совокупность условий, сопутствующих реализации нормативного учебного плана, а именно: соотношение количества мужчин и женщин в педагогическом коллективе; анализ содержания обучения с точки зрения гендерного аспекта; преобладающий стиль преподавания.

Эти три элемента скрытого учебного плана не просто отражают гендерные стереотипы, они создают гендерное неравенство, и возникает ряд вопросов для размышления.

  • Если педагогический коллектив в основном женский, возможно ли так называемое «гармоничное развитие личности ребенка»?
  • Может ли информация в учебниках, написанных в основном мужчинами, не искажаться преподавателями-женщинами с учетом того, что существует такое понятие, как «женская логика»?
  • Почему основная масса учащихся-медалистов – девочки? Только ли потому, что их больше в старших классах, или есть еще какие-то причины?
  • Если мальчики и девочки обучаются совместно, то есть ли особенности в их обучении? Ведь опыт раздельного обучения не стал традицией.
  • Как относиться к созданию так называемых кадетских классов и даже школ, в которых педагогами работают в основном женщины?

Мальчики оказываются в невыгодном положении

Стратегия обучения на всех уровнях образования больше рассчитана на девочек. Одной из основных причин является больший процент педагогов-женщин, а у женщин другой тип мышления. В педагогических коллективах проявляются показатели женственной организационной культуры.Преобладают такие качества, как: стремление быть обычным (в мужественной культуре доминирует стремление быть первым); интерес к проблемам направлен на применение нового, а не на получение нового; внимание больше уделяется мнениям других, а не фактам; больше ценится забота о человеке, а не успех; в процессе принятия решений учитываются интуиция и консенсус, а не решительные действия; отношения важнее результатов, а не наоборот).

Уроки в школе в основном вербальные, значит, ориентированные на левое полушарие мозга. Девочки хорошо справляются с типовыми заданиями и с заданиями по алгоритму, а мальчики – с творческими заданиями. Чаще всего за урок успевают решить только типовые задачи и задачи по алгоритму, а на творческие не хватает времени. Обучение вообще не предполагает учета особенностей полов, поэтому отсутствие методик преподавания разнополым детям способствует обучению в основном девочек. При существующих методиках преподавания, не учитывающих особенностей развития мальчиков, они начинают себя чувствовать неудачниками, не приобретают ключевых навыков, у них теряется интерес к учебе. Мальчики со своим мужским умом зачастую оказываются в невыгодном положении. Система обучения практически не дает возможности в полной мере реализовать исследовательский потенциал юных представителей сильного пола.

В плену стереотипов

Кроме того, содержание школьных учебников закрепляет традиционное социальное деление: публичная сфера, расположенная вне дома, – для мужчин, домашние занятия – для женщин. Закреплению способствуют и созданные в учебниках образы матери и отца. Как иллюстрации, так и текстовые упражнения содержат информацию о том, что мама покупает продукты, кормит детей, одевает их, а папа – ходит на работу и содержит семью. Разделение сфер жизнедеятельности закрепляется нормами поведения, образцы которых встречаются в учебниках. Среди норм, регулирующих поведение внутри дома, связанных с домом, 42% относятся к женщинам и только 26% – к мужчинам.

Стиль преподавания, формы коммуникации в учебной аудитории тоже влияют на гендерную социализацию учащихся, то есть скрытый учебный план присутствует и в процессе преподавания. Кадровой феминизацией школ объясняется тот факт, что доминируют «женские» формы организации обучения, требующие прилежания, дисциплины, усидчивости. Как в таком случае обучаются мальчики?

Мужчины и женщины преподают по-разному

Можно говорить о разном отношении педагогов к мальчикам и девочкам на интуитивном уровне, иногда приводящем к неадекватному отношению то к одним, то к другим. Учителя-мужчины, обучающие математике и естественным наукам, преподают свой предмет в полном соответствии со структурой своего мужского мозга. Девочки, изучающие математику и естественные науки, могут со своим женским умом отставать в старших классах от мальчиков-одноклассников (естественно, за исключением тех девочек, у которых есть способности к математике и к естественным наукам). При этом у многих девочек и некоторых мальчиков со слабым пространственным воображением могут возникнуть трудности. Структура речи мужчин представляет логическую цепочку из трех частей: вводной, изложения содержания и выводов. Представители и того и другого пола понимают такую речь.

Речь женщин многоплановая (она может вести несколько сюжетных линий и даже вмешиваться одновременно в разговоры других людей), поэтому мужчины не могут уследить за ее структурой и теряют к содержанию интерес. Когда педагог-женщина ведет урок, она одновременно успевает слышать разговоры учащихся за партой. Комментируя их, она отходит от основной темы урока, мальчики сразу теряют сюжетную линию, и вновь вернуться к теме им бывает сложно. Женщина-педагог может начать с одного предмета, в середине предложения перескочить на другой, затем вернуться к первому, попутно упомянув что-то постороннее. Такая многоплановость утомляет мальчиков, чей мозг может следить только за одной линией и обрабатывать единовременно информацию только на одну тему.

Информационный поток между правым и левым полушарием женского мозга мощнее, и, кроме того, имеются специальные области мозга, отвечающие за речь: вот почему девочки могут говорить и слушать одновременно. Мальчики могут либо говорить, либо слушать, делать и то и другое они не способны, поэтому им сложно писать под диктовку. Им необходимо сначала прочитать, а потом продиктовать текст.

Процесс общения с педагогами тоже имеет свои особенности: девочки с удовольствием налаживают отношения с учителями и подругами, в то время как мальчики задают учителям вопросы. Существует также тенденция у педагогов обращаться к девочкам в разговорном ключе, а к мальчикам – в приказном.

Вместо раздельного обучения – гендерный подход

Сложившаяся система образования не учитывает особенности разнополых учеников, а наличие «скрытого учебного плана», как бы мы ни делили их на мальчиков и девочек, не даст результатов. Разумный подход к гендерному обучению – это искусство совместного обучения с использованием методик на разные типы мышления. А разделение на группы мальчиков и девочек оправданы лишь в определенный возрастной период – подростковый, когда на первый план в организме школьника выходят биологические процессы и управлять мышлением становится очень трудно. В этом случае даже необходимо деление на группы по половозрастному признаку либо на год-два, либо на отдельные предметы (биология, математика и др.).

Любой педагогический процесс – это процесс взаимодействия учителя и ученика. Существенны ли для формирования взаимоотношений между учителем и учеником словесные комментарии, сопровождающие их контакты: оценки, реплики, случайные замечания? У каждого из педагогов свой тип мышления, свои эмоциональные особенности, особенности восприятия, а также передачи словесной и невербальной информации. Зададим себе вопрос: «Понимаем ли мы людей с другим типом мышления и умеем ли общаться с ними?». В то же время на осознанном уровне, несмотря на понимание различий между мужчинами и женщинами в способностях, интересах и склонностях, особенностях поведения, педагогика до сих пор остается бесполой или нейтральной.

От содержания мировоззренческих программ и предметов школьной программы, от школьных учителей очень многое зависит именно сегодня, когда уже нет жестко навязываемых схем, когда одобряется свобода выбора позиции.

Гендерный подход в обучении способствует использованию возможностей пола в учебном процессе и профилактике нарастающей умственной и физической дисфункциональности.

Основные предпосылки введения гендерного подхода в обучении заключаются в следующем:

во-первых, большинство методик и технологий обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребенок, ученик. Пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физической культуры (и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг, ни общественная деятельность не строятся с учетом пола;

во-вторых, обучение мальчиков и девочек одного хронологического, но разного психологического (в силу разных сроков созревания) возраста накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения;

в-третьих, вопреки бытующему мнению, что совместное обучение помогает им выстраивать оптимальные межличностные отношения, это не так. Мы на основании собственных наблюдений можем сказать, что межличностные отношения между мальчиками и девочками в традиционном обучении крайне ограниченны. Уроки редко проходят с использованием методик общения, чаще это монолог учителя или выступления трех-четырех учеников.Эта тенденция сохраняется и в более старшем возрасте, являясь отчасти в дальнейшем причиной дисгармоничных семейных отношений, нарушений гендерной идентичности, искажений ролевого взаимодействия мужчин и женщин.

Это не значит, что обучение нужно сделать раздельным. Важно найти методы, позволяющие эффективно общаться при совместном обучении. Может быть, это как раз один из факторов, когда мы в семейных отношениях не можем найти способы взаимопонимания.

Настоящее искусство – это умение организовать учебный процесс таким образом, чтобы можно было использовать возможности как мальчиков, так и девочек. За счет их особенностей создавать условия для развития. Но тогда возникают вопросы: знают ли педагоги особенности современных мальчиков и девочек, могут ли преподавать, учитывая эти особенности?

Эти вопросы пока остаются открытыми...



14 апреля 2014 г.
Социальные комментарии Cackle