Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 8 (91) от 14 апреля 2014 г. Подписка Редакция Контакты
1421614215142141421314212142111421814219142171421014220


Татьяна Литвинович

Германия

Немецкое образование: во власти женщины

Вопросы феминизма в немецких школах давно потеряли свою актуальность: право женщин на получение образования на равных с мужчинами уже долгие годы никем не оспаривается. Зато антифеминисты обеспокоены нынешней ситуацией – с их точки зрения, преобладание женщин-учителей ущемляет права учащихся мужского пола. Мальчики, по мнению критиков, оказываются в заведомо проигрышном положении по сравнению с девочками, и дискриминация начинается едва ли не с детского сада.

Феминизация образовательной системы в Германии давно является предметом обсуждения – с 1965 по 2007 годы доля учителей-женщин в немецких школах возросла с 49 до 67%. Этот показатель не одинаков для разных типов учебных заведений: в детских садах речь идет о почти 96% (по данным на начало 2000-х), в начальной школе процент мужчин-преподавателей был в тот же период равен 14,2%.

Чаще всего критика преобладания женщин среди педагогов, особенно в детских садах и в начальной школе, основывается на двух постулатах: во-первых, мальчики не видят перед собой мужчин, которые могли бы послужить для них примером, во-вторых, они оказываются в проигрыше по сравнению с девочками, которые получают больше внимания и поддержки от педагогов того же пола. Исследователи считают оба вывода более чем сомнительными.

Оппоненты «педагогической феминизации» обычно опираются на тот факт, что девочки на протяжении всего школьного обучения значительно лучше успевают в учебе по сравнению с представителями сильного пола. Особенно эта тенденция характерна для начальных классов. Как результат, девочки чаще поступают в гимназии: процент успешно сдавших выпускные экзамены среди представительниц слабого пола заметно выше.

Марсель Хельбиг из Берлинского научного центра социальных исследований заявляет об отсутствии связи успеваемости мальчиков и девочек с полом преподавателя. Было проведено два мониторинга, которые не выявили никаких заметных различий. По результатам одного из них мальчики демонстрировали немного большие успехи в математике, когда учителем был мужчина, однако различия были настолько незначительными, что ими можно было пренебречь.

Различие в успеваемости между мальчиками и девочками – одна из причин того, что у родителей и ученых сохраняется устойчивый интерес к раздельному или, иначе говоря, монообучению. По мнению одних специалистов, в монообучении нет никакого смысла: все положительные изменения, наблюдающиеся на начальных этапах после разделения учащихся по половому признаку, связаны исключительно с эффектом новизны, и впоследствии они нивелируются. Другие считают, что при монообучении устраняется влияние традиционного гендерного разделения на «физиков» и «лириков», что стимулирует девочек проявлять больше интереса к точным наукам, а мальчиков – к языкам и литературе.

Из-за более высокой успеваемости девочекженские школы более популярны. Директора двух таких учебных заведений в Штуттгарте – реального училища на Шлоссштрассе и гимназии св. Агнессы – в один голос говорят о преимуществах раздельного обучения: девочки в отрыве от мальчиков куда более сконцентрированы на учебе, считают они. «По своему социальному развитию девочки заметно опережают мальчиков, – считает сестра Ирис Редерер, возглавляющая гимназию св. Агнессы. – Соответственно, их потребности отличаются от потребностей мальчиков, и школа только для девочек удовлетворяет эти потребности гораздо лучше».

Источники: Bild, Spiegel, Die Welt, Stuttgarter Zeitung



14 апреля 2014 г.
Социальные комментарии Cackle