Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 8 (91) от 14 апреля 2014 г. Подписка Редакция Контакты
1421614215142141421314212142111421814219142171421014220


Александра Ратай

Франция

Азбука равенства

Во Франции общепринятой является точка зрения, согласно которой одной из важнейших задач национального образования считается воспитание в духе равенства и обеспечение равных возможностей для девочек и мальчиков. Однако, несмотря на то, что еще в 70-х годах прошлого века было введено совместное обучение девочек и мальчиков, гендерные стереотипы по-прежнему существуют и сказываются как на выборе образования, так и на профессиональной карьере молодых людей.

Разумеется, в профессиональной сфере существует определенный прогресс. Так, по данным социологических исследований, некоторые чисто мужские профессии становятся смешанными, в частности, это относится к служащим, занятым в финансовой, банковской сфере, государственном аппарате.

Еще в начальной школе девочки обычно учатся лучше, чем мальчики, они реже остаются на второй год, успешно сдают экзамены на аттестат после завершения среднего образования, а также бакалаврский экзамен по окончании лицея. В то же время независимо от успеваемости и социального круга, из которого они вышли, девочки гораздо реже выбирают профессиональное образование и лишь в отдельных случаях стремятся работать в промышленности. Многие девочки, имеющие способности к науке и технике, тем не менее, отказываются от высшего образования и профессиональной карьеры в этих областях. Так, на подготовительных отделениях самых престижных учебных заведений 74% учащихся по гуманитарным направлениям составляют девочки, и лишь 30% осваивают научные специальности. Только 28% дипломов инженерных вузов получают представительницы слабого пола. Данные исследований доказывают, что именно образовательное неравенство в 60% случаев определяет неравенство профессиональное. При одинаковом уровне профессиональной подготовки у мужчин больше шансов преуспеть: обычно они выбирают более «выгодные» профессии, позволяющие добиться большего, например, в сфере науки и промышленности. Что же касается женщин, они, скорее, ориентируются на гуманитарные и медико-социальные сферы. В целом же у людей, получивших очень хорошее образование, профессиональное неравенство значительно меньше, чем среди тех, у кого нет диплома о высшем образовании.

Министр образования Венсан Пейон видит важнейшую цель школы в том, чтобы детям с самого раннего возраста, еще в подготовительной школе, прививались представления о равенстве и равных возможностях девочек и мальчиков. Он считает необходимым преодолеть сложившиеся стереотипы и в то же время выступает против упрощенного преподавания гендерной теории в школе.

«В сущности, гендерная теория сводится к тому, что между мальчиками и девочками нет различий, – поясняет Венсан Пейон в телеинтервью. – Я против такого подхода. Зато я за такую школу, где нам удастся обеспечить реальное равенство между мальчиками и девочками и позволить им в полной мере реализовать себя, не поддаваясь влиянию стереотипов».

По словам министра, «девочки очень хорошо сдают бакалаврские экзамены по естественнонаучной специализации, но при этом не пытаются учиться на инженеров, считая, что это не для них». Министр отмечает, что, «как нам всем хорошо известно, разрыв в зарплате между юношами и девушками – 25%, и это совершенно неприемлемо».

Венсан Пейон напоминает также об обязательствах поддерживать равноправие мальчиков и девочек в рамках программы «Азбука равенства», которая на добровольной основе применяется во многих французских школах.

У программы «Азбука равенства» две основные задачи: во-первых, помочь преподавателям начальной школы осознать реальную силу существующих сексистских предрассудков и стереотипов, включая их собственные подсознательные установки. Во-вторых, научиться выявлять и анализировать факторы, порождающие в школе проявления неравенства между мальчиками и девочками, и учитывать это в своей педагогической практике. Помимо этого, программа направлена на то, чтобы увлечь учащихся идеями равенства между мальчиками и девочками и объяснить преподавателям, как именно у детей складываются стереотипы, с тем чтобы обеспечить равные возможности профессиональной ориентации и школьной успеваемости для всех учащихся.

В рамках программы «Азбука равенства» используются визуальные материалы, относящиеся к различным предметам в программе начальной школы: литература для юношества, история искусств и т. д. Кроме того, ведутся графики наблюдений за отношениями мальчиков и девочек в классе и на переменах.

В настоящий момент в десяти образовательных округах Франции эксперимент по применению программы «Азбука равенства» проводится одновременно в двух направлениях: во-первых, подготовка сопровождающего персонала (инспекторов национального образования и окружных педагогических советников) и собственно преподавателей; во-вторых, практическое применение программы в 275 подготовительных и начальных школах и 700 классах средней школы.

Начиная с 2000 года между рядом министерств были заключены договоренности о воспитании в духе равенства мужчин и женщин во всех образовательных учреждениях и на всех ступенях образовательного процесса.

Определены специалисты, перед которыми поставлена задача координировать действия всех участников образовательного процесса, направленные на воспитание и образование в духе равенства девочек и мальчиков. Самые яркие достижения и проявления должны быть отмечены и оценены на общенациональном уровне.

По материалам: education.gouv.fr



14 апреля 2014 г.
Социальные комментарии Cackle